Музыкальное лото карточки. Музыкальное лото




для детей дошкольного и младшего школьного возраста

  1. «Найди, кто главный»
  2. «Составь ритм»
  3. «Волшебные колокольчики»
  4. «Сочини мелодию»
  5. «Музыкальная радуга»
  6. «Кружатся листья, падают снежинки»
  7. «Что называется так?» (карточки 2/1)
  8. «Выбери название» (карточки 3/1)
  9. «Четвертый лишний»
  10. «Крестики-нолики»
  11. «Музыкальные карты»
  12. Кубики «Музыкальные инструменты»
  13. Кубики «Виды музыкальной деятельности»
  14. Пазлы «Музыкальные инструменты»
  15. «Тренируем эмоции»
  16. «Найди пару» (3 варианта игры)
  17. «Раз куплет, два куплет»
  18. «Музыкальное лото»
  19. «Симфонический оркестр»
  20. «Найди нотку»
  21. «Кто на чем играет»
  1. Динамические игры:

- «Громко-тихо»;

- «Найди инструмент, который звучит так»;

- «Сыграй свой звук»;

- «Расположи по … усилению, ослаблению звука»;

- «Что громче?»;

- «Найди самый …»;

- «Спой или сыграй так, как покажу»

«НАЙДИ, КТО ГЛАВНЫЙ»

ЦЕЛЬ : Развитие чувства ритма

В игре 16 карточек, с одной стороны на каждой карточке тонкая полоска - слабые доли такта, на другой стороне карточки - широкая полоска - сильная доля такта.

ЗАДАНИЕ : Составить из карточек пульс музыкального произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ : ДОН - ДОН - это такт двудольный

В польке, марше такт двудольный.

Оля, Таня, Женя, Ваня -

Такт двудольный, такт двудольный.

ДОН-ДОН-ДОН, ДОН-ДОН-ДОН -

Такты трехдольные

В вальсе нам слышатся эти слова.

Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка

Такты трехдольные, такты трехдольные.

«СОСТАВЬ РИТМ»

ЦЕЛЬ : Развитие чувства ритма.

В игре большие карточки с изображением целого ритма и маленькие карточки, с изображением элементов ритма.


8 штук 8 штук 8 штук

Задание выполняется по записи или по памяти. Например:


«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ» для детей 3 - 5 лет

ЦЕЛЬ : Развитие чувства ритма

ЗАДАЧИ :

1.Учить детей различать ритмические фигуры.

2.Составлять собственные ритмические рисунки по образцу и самостоятельно.



«СОЧИНИ МЕЛОДИЮ»

ЦЕЛЬ : Развитие звуковыстоного (ладового) слуха.

ЗАДАЧИ :

  1. Дать основы музыкальной грамоты.
  2. Развивать возможности творческого музицирования.

Игра состоит из карточек с изображением нотного стана по количеству детей и набора нот (из картона, крыжки от пластиковых бутылок без рисунков на них).

ЗАДАНИЕ : Составить мелодию по желанию или по слуху и исполнить её на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.


«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»

ЦЕЛЬ : Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.

ЗАДАЧИ :

  1. Познакомить с цветовой формой записи нот
  2. Осуществить переход от цветовой к знаковой форме записи нот.
  3. Развивать память, произвольное внимание, координацию в пространстве, мелкую моторику рук.

Игра состоит:

1 вариант: Набор цветных нот, большого формата с надписью на обороте.

2 вариант: Набор цветных нот, расположенных на нотном стане.

3 вариант: Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.

4 вариант: Наборное полотно и отдельные цветные ноты для сочинения мелодий (ноты из картона 7 цветов или крыжки от пластиковых бутылок соответствующих цветов).

По мере освоения нотной грамоты используются различные составные части игры начиная с первого варианта.

«КРУЖАТСЯ ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ СНЕЖИИНКИ»

ЦЕЛЬ : Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

ЗАДАЧИ :

  1. Учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом.
  2. Закреплять знание детьми основных цветов.
  3. Учить бережно относиться к природе.


ПРИМЕЧАНИЕ : Для игры можно использовать также капельки, цветы, ягоды и пр. разного размера и цвета.

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.

Большое количество игр позволяет выбрать подвижную или настольную игру, устроить соревнование или исследование, в зависимости от задач, поставленных на занятии. Все игры можно использовать и в свободной деятельности для создания музыкального уголка в каждой группе.

«ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАК?» (карточки 2/1)

ЦЕЛЬ : Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.

При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок, подключив логику решает какой инструмент показать.


«ВЫБЕРИ НАЗВАНИЕ» (карточки 3/1)

ЦЕЛЬ : Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память.

ПРАВИЛА ИГРЫ :

На карточке изображен музыкальный инструмент и три названия к нему. Педагог читает названия, ребенок повторяет правильное.

Игра стоит на следующей ступени сложности по сравнению с «Что называется так?»

«ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ : Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ :

  1. Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
  2. Находить инструмент, требующий замены.
  3. Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.

Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.


«Крестики-нолики»

ЦЕЛЬ : Развивать ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ :

  1. Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.
  2. Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.
  3. Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.

Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна - нолик, маракасов - крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТЫ»

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ:

  1. Учить различать положение нот на нотном стане.
  2. Учить составлять мелодии из оставшихся нот.

четырех цветов по выбору педагога.

Педагог вначале сам называет название нот, дети повторяют, затем, после нескольких повторений игры, дети сами проговаривают названия нот.

После окончания игры можно из оставшихся нот составить мелодию и сыграть ее на

металлофоне или фортепиано по выбору.



КУБИКИ «Музыкальные инструменты»

«Виды музыкальной деятельности»

ПАЗЛЫ «Музыкальные инструменты»

Игры типа «КУБИКИ» и «ПАЗЛЫ» помогут привлечь внимание ребенка к музыкальным инструментам. Картинки для кубиков разрезаются на 4, 9, 16 частей (квадратов), картинки для пазлов разрезаются в зависимости от возраста ребенка на 4, 6, … равных частей или нестандартного размера для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры даны в ПРИЛОЖЕНИИ «КУБИКИ Музыка», «КУБИКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «пазлы», «пазлы образцы».

Театрально-дидактическая игра «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»

ЦЕЛЬ: Добиваться выразительности в мимике и жестах детей.

ЗАДАЧИ:

1. Дать понятие положительных и отрицательных эмоций.

2. Расширить круг эмоций, знакомых детям

3. Развивать мимические мышцы лица


«НАЙДИ ПАРУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов.

1 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти такой же музыкальный инструмент, назвать его.


2 ВАРИАНТ ИГРЫ: Найти вторую часть изображения музыкального инструмента и назвать его. Выбрать из большого количества изображений (одинаковый разрез карточек).

3 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти вторую половину музыкального инструмента и назвать его.


«РАЗ КУПЛЕТ, ДВА КУПЛЕТ…»

ЦЕЛЬ: Освоить куплетную форму построения песни.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить определять структуру песни.
  2. Составлять схему песни.
  3. Развивать слуховое восприятие.

КУПЛЕТЫ: Сюжетные картинки на одну тему, например:


ПРИПЕВ : одинаковые картинки, до 6 штук.


«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

ПРАВИЛА ИГРЫ

Когда-то, давным-давно, в далекой стране жил человек, который сочинял музыку. Все звуки мира были в этой музыке: пение птиц и шорох листьев, журчание ручьев и шум ветра. Многим нравилась эта музыка, музыканты разных стран исполняли ее.

Прошли годы, прошли века. Сейчас музыканты играют его мелодии, певцы поют его песни, балерины танцуют под его музыку. Как пришла к нам эта музыка через столько лет? Кто сохранил ее для нас? Это сделали ноты - буквы музыки. Нотами записывают музыку на бумаге. Всего семь нот на пяти линейках могут передать все звуки. И мы опять слышим пение птиц и шум водопада так, как слышал композитор, когда сочинял музыку.

Тот, кто знает нотную азбуку, может играть любую мелодию. А узнать и запомнить ноты, можно играя в это увлекательное музыкальное лото. Чтобы вам было легче отличить ноты друг от друга, мы раскрасили их в разные цвета, а название нот подскажут вам рисунки.

Играть в эту игру так же просто, как в любое лото. Раздайте большие карты всем игрокам (играть могут от 2 до 6 человек). Ведущий показывает карточку и называет ноту; тот из играющих, кто найдет эту ноту на своей большой карте первым, берет у ведущего маленькую карточку и закрывает ноту на своей карте так, чтобы нота была видна в окошке маленькой карточки. Победитель тот, кто первым закроет все ноты на своей карте.

В комплект входят:

Большие карты - 6 шт.

Маленькие карточки - 36 шт.

Лист-подсказка - 1 шт.



«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

  1. Взрослый показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
  2. Взрослый читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Взрослый показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно - берет карточку себе.
  4. Взрослый показывает инструмент - дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Взрослый называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.

Струнно-смычковые инструменты

В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.


1. СКРИПКА - пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по-разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.

2. АЛЬТ - инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше.. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос - за виолончельный.

3. ВИОЛОНЧЕЛЬ - вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель - прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.

4. КОНТРОБАС - инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестре контрабасы выполняют особое поручение - поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.

Деревянные духовые инструменты.

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.

5. ФЛЕЙТА - серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.

6. ГОБОЙ - дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.

7. КЛАРНЕТ - как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.


8. ФАГОТ - самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре - басить.

Медные духовые инструменты

Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.

9. ТРУБА - блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

10. ВАЛТОРНА - закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна - самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.


11. ТРОМБОН - Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.

12. ТУБА - большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.

Ударные инструменты

Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия - ритм.

13а. ЛИТАВРЫ - медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.

13б. ТАРЕЛКИ - два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук.

В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и РОЯЛЬ, и ОРГАН .

14. АРФА - изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

«НАЙДИ НОТКУ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять знание названий нот.
  2. Учить различать положение нот на клавиатуре.
  3. Учить читать мелодии по клавиатуре.


«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ»

ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять названия музыкальных инструментов.
  2. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
  3. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре. Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА

II младшая группа

  1. «ГРОМКО - ТИХО»

Дети берут музыкальные инструменты. Ведущий показывает карточку динамического оттенка ( f или р ), дети играют громко или тихо.

«НАЙДИ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ ТАК»

Ведущий показывает карточку, дети ищут инструменты, которые играют в соответствии со звуком (громко или тихо).

«СЫГРАЙ СВОЙ ЗВУК»

Дети делятся на две группы: 1 группа - р (тихо) 2 группа -f (громко) Ведущий показывает карточку с их динамическим оттенком, дети играют на инструментах.

Средняя группа

«РАСПОЛОЖИ ПО... »

Ведущий предлагает расположить карточки по возрастающей (усиление звука p ) или по убывающей (ослабление звука рр ).

«ЧТО ГРОМЧЕ?»

Ведущий берет одну из карточек, просит найти какая звучит громче, какая тише. Например: ведущий - тf

громче - f тише - р

Старшая группа

«НАЙДИ САМЫЙ... »

Ведущий предлагает детям из набора карточек САМЫЙ ГРОМКИЙ (ff ), САМЫЙ ТИХИЙ (рр ), САМЫЕ ПОХОЖИЕ (тр, тf )

Подготовительная к школе группа

«СПОЙ ИЛИ СЫГРАЙ ТАК, КАКПОКАЖУ»

Ведущий показывает карточку и дети выполняют задание согласно динамическим оттенкам (p p, pp, f>p )

ПРИМЕЧАНИЕ : Каждая следующая игра дополняет копилку игр и может использоваться в следующей возрастной группе для решения отдельных задач, для индивидуальной работы с детьми.


Динамические оттенки музыки

2 младшая группа

f

p

ФОРТЕ (громко)

ПИАНО (тихо)

Средняя группа

mf

МЕЦЦО ФОРТЕ (не очень громко)

Старшая группа

ff

pp

mp

ФОРТИССИМО (очень громко)

ПИАНИССИМО (очень тихо)

МЕЦЦО ПИАНО (не очень тихо)

Подготовительная к школе группа

pp, pp, f>p

Наилэ Пономарева
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото»

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото » .

Цель : обогащать представления детей о музыкальных инструментах , их звучании, предметах.

Задачи : Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты .

Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.

Формировать восприятие ритмических рисунков слов- названий инструментов.

Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты и различные предметы по материалу, классифицировать их.

Способствовать расширению знаний об окружающем мире, развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.

Правила игры

1 вариант

Перед началом игры взрослый знакомит детей с музыкальными инструментами , называет их и вместе прослушивают звучание каждого. Затем выбирается ведущий (или взрослый, он раздает большие карточки, а маленькие оставляет у себя. Потом он показывает детям одну маленькую карточку и спрашивает : «Что это?» Тот у кого есть карточка, на которой изображен данный музыкальный инструмент говорит : Это, он у меня». Ведущий отдает карточку. Точно также ведущий поступает с остальными карточками. Игра заканчивается , когда ко всем большим карточкам подобраны маленькие.

2 вариант

Ведущий раздает большие карточки игрокам. Маленькие оставляет у себя. Достает одну карточку и не показывает картинку, в это время на экране появляется пустая карточка и звучит какой-либо инструмент, дети узнают звучание, ведущий переворачивает карточку и на экране появляется изображение данного инструмента.

3 вариант

Ведущий раздает участникам большие карточки, а у себя оставляет карточки с ритмическим звучанием слов-инструментов, показывает по одной маленькой карточке, дети должны узнать, рисунок какого слова изображен.

4 вариант

Ведущий раздает участникам большие карточки, а у себя оставляет карточки с предметами, из которых сделаны музыкальные инструменты . Затем показывает по одной маленькой карточке и спрашивает, например : «Какой музыкальный инструмент сделан из дерева, как этот стол?» Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит свою большую карточку.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Цветное лото» Авторы представляют настольную дидактическую игру «Цветное лото» эта игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего.

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном.

Игра для детей дошкольного возраста от трех лет. Игра - лото позволяет - развивать мышление, речь, восприятие, внимание, воображение;.

Гербы Кузбасса Лото «Гербы Кузбасса» - познавательная игра, которая позволит познавательно и весело провести время детям. Она развивает.

Дидактическая игра «Лото «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Лото «Посуда» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении. Задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее.

Дидактическая игра Лото «Времена года» Составили: Межакова О. В. Рункова Ю. И. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию.

Дидактическая игра по физическому развитию дошкольников «Спортивное лото» Актуальность Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:.

«Музыкальное лото» Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола). Ход игры. Ребёнок- ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.

Картинка 58 из презентации «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Музыкальное развитие детей»

Размеры: 637 х 640 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Музыкально-дидактические игры для дошкольников.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2992 КБ.

Скачать презентацию

Музыкальное развитие детей

«Программа музыкального развития» - Раскройте участие родителей в мероприятиях ДОУ. Проанализируйте создание эмоционального комфорта и психологической защищённости ребенка. Связь с узкими специалистами. Покажите результаты индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической работы с детьми. Перечень Программ и методических пособий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

«Музыкальное воспитание в детском саду» - Синтез искусств. Психологическое напряжение выражается в зажатости рук и ног. Яркие впечатления. Детям с нарушением зрения лучше удаются инсценирования песен. Музыкальное воспитание. Военные праздники. В занятия включаются музыкальные этюды. Работа с родителями. Особенности музыкального воспитания в ДОУ.

«Здоровьесберегающие технологии в музыке» - Использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Личностно-профессиональные качества. Программно-методологическая база. Заключение. Учебники. Гипотеза. Актуальность применения здоровьесберегающей технологии. Цель и задачи применения здоровьесберегающей технологии. Формы оздоровительной работы.

«Музыкальные игры в ДОУ» - Дидактическое пособие «Ритмические кубики». Предисловие. Дидактическая игра «Куда идет мелодия». Дидактическая игра «Найди сестрицу». Дидактическое пособие «Привет, ладошка». Дидактическое пособие «Веселые флакончики». Дидактическое пособие «Ритмические колобки». Дидактическая игра «Узнай колокольчик».

«Музыкальное развитие детей» - Волшебный мир. Колыбельные песенки. Резкий рост числа детей. Дородовое воспитание. Настроения и чувства. Раннее развитие. Музыкальный народ. Музыкальное погружение. Великий русский критик. Психологическое воздействие музыки. Музыкальные прикосновения. Эстетический вкус. Роль родителей. Музыкальное развитие детей в раннем возрасте.

«Музыкально-ритмические занятия» - Возможность. Ознакомление с пространственными отношениями. Музыкально-ритмическая деятельность. Музыкально-ритмические упражнения. Развитие способностей. Формирование творческой фантазии. Психолого-педагогические условия. Сущность основных понятий творческой фантазии. Аспекты обозначенной проблемы. Осознанное движение.

Всего в теме 13 презентаций

В цикле теоретических дисциплин предмет «Слушание музыки» предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Предусмотренная с первого года обучения в музыкальной школе, дисциплина погружает ребёнка с мир музыкальных образов. Обучающиеся слушают музыку, рассказ учителя, отвечают на вопросы, угадывают и запоминают музыкальные произведения.

На первых занятиях по слушанию музыки ребенку сложно высидеть урок, не занимаясь практической деятельностью, как это происходит на других предметах в ДМШ. Необходимо внимательно слушать музыку и объяснение учителя. Следовательно, перед преподавателем встает ряд задач:

  • способствовать возникновению интереса к данному предмету;
  • развивать музыкально-слуховые впечатления учащихся;
  • использовать практические формы работы с учащимися.

Решением выше обозначенных положений и основных задач начального периода обучения могут быть реализованы следующми способами:

  • формированием слуховых навыков и умений;
  • формированием навыков анализа музыкального произведения;
  • развитием навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке;
  • запоминанием и узнаванием на слух пройденного материала.


Давно и успешно зарекомендовали себя в учебном процессе разного рода обучающие игры. Они развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться определять образное содержание и характер музыки, слышать особенности медодии и ритма, различать на слух звучание музыкальных инструментов. Избрав игровые формы работы, в которых ребёнок чувствует себя свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной видах деятельности.

Из психолого-педагогической литературы известно, что игра - одно из проверенных средств оптимизации учебного процесса. Вовлечённый в игру ребенок успешнее справляется с трудностями, неизбежно возникающими при овладении новыми видами учебной и коммуникативной деятельности, с приобретением разного рода навыков и умений. Игра естественна для детей с младенческих лет как способ вживания в окружающий мир, освоения его особенностей во всём богатстве их проявлений. Именно поэтому игра, используемая в качестве формы организации учебной деятельности, столь радостно воспринимается детьми. Здесь естетвенным путём проявляеются умственная и социальная активность ребёнка, мобилизуются его интеллектуальные возможности, что способствует эмоциональныму подъёмому и желанию учиться.

Музыкальная игра-лото «Классическая музыка» (автор Вдовина Е. Ю.) предназначена для работы на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. Музыкальное лото требует от учащихся быстрой реакции, они должны правильно найти карточки, на которых изображены портреты композиторов, названия пьес, картинки, подходящие к названиям пьес, карточки, на которых обозначены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению, карточки с изображением музыкальных инструментов. Карточки изготавливают преподаватель и учащиеся по определенному образцу.

Музыкальный материал ориентирован на младший детский возраст, доступен и понятен для восприятия учащимися.

Музыкальное лото в картинках было использовано преподавателями-теоретиками ДМШ №1 им. М. К. Бутаковой г. Арзамас Нижегородской области на уроках по предмету слушание музыки как игровой момент. Проанализировав результат учебной деятельности, убедившись, что работа с карточками благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к учёбе, педагоги приняли решение провести школьную командную (по два человека в команде), а затем городскую командную олимпиаду по слушанию музыки, изменив и усложнив некоторые задания. Игра идеально мобилизует энергию ребенка, его внимание, интеллект, пользуется большой популярностью у детей, помогает закрепить музыкальный материал, делает уроки слушания музыки и музыкальной литературы более увлекательными и разнообразными. Это наиболее естественный и желанный для ребенка путь познания, приносящий радость и хорошие результаты.

Цели и задачи олимпиады:

1. Повышение уровня художественной культуры учащихся, развитие творческих способностей детей.

2. Выявление талантливых детей.

3. Повышение качества подготовки учащихся.

4. Активизация интереса учащихся к теоретическим дисциплинам.

5. Обмен педагогическим опытом, укрепление творческих связей.

Ниже представлен презентационный ролик олимпиады и полный текст методической разработки с заданиями, которые давались учащимся.

От редакции: презентационный ролик авторов был дополнен нами музыкальными фрагментами симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» для придания ему эмоционального наполнения. Используя данный видеоролик при проведении олимпиады, звук рекомендуется отключить.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальные домики»

Оборудование: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти .

Описание игры

Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.

Игры на уроках слушания музыки

В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиционная сетка часов, в учебном плане появились новые предметы. В цикле теоретических дисциплин право на прописку получил предмет под названием слушание музыки, который предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Сложившиеся дидактические принципы в обучении в связи с нововведениями потребовали поиска новых поворотов и пересмотра ряда педагогических приемов. Приступив к занятиям по предмету слушание музыки, перед преподавателем сразу встает ряд задач, которые следует понимать в широком смысле слова, а именно: способствовать возникновению интереса к данному предмету; раздвигать рамки музыкально-слуховых впечатлений учащихся; применять такие виды практических форм работы я, которые цементируют разрыв между музыкальными предметами практической направленности и пассивным, на первый взгляд, слушанием музыки. В более узком смысле слова основные задачи начального периода обучения - это формирование слуховых навыков и умений учащихся; развитие навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке; запоминание и узнавание на слух пройденного материала. Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности. Предлагаемые для работы на уроке слушания музыки игры можно условно разделить на три группы и использовать их в различных сочетаниях:

    электронная;

    на бумажных носителях.

В настоящее время существует огромное количество игр, но мы остановимся на тех, которые прошли апробацию и востребованы в работе. Начнем с простейших. К примеру, с игры под названием «Музыкальные шкатулки». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги, или стилизованная небольшая коробочка.

Игра «Музыкальные шкатулки» вызывает своеобразное соревнование среди детей. Возникает своего рода азарт: кто больше собрал материала, у кого красивее и красочнее рисунки, кто больше помнит музыкальных тем.

Игра «Музыкальное лото» требует от учащихся быстро и правильно найти карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению. При этом можно использовать одну из готовых познавательных игр для учащихся ДМШ под названием «Музыкальный словарик» (автор Е.В. Новикова) из серии «Музыкальная радуга». Положительные стороны этой игры – участие всей группы учащихся и возможность одновременной проверки уровня усвоения материала каждым учеником. Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке и формирования навыков речевого общения предлагается игра «Колокольчик» . В игре «Колокольчик» происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она способствует созданию условий, при которых возникает возможность не бояться говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками. Для анализа структуры музыкального произведения можно использовать на занятиях задание «Музыкальный орнамент» . При первых попытках учащиеся ограничиваются, как правило, изображением схематических геометрических фигур. Впоследствии учащиеся расширяют средства воплощения и создают орнаменты из цветов и нарисованных предметов. Чтобы геометрический орнамент стал еще более прихотливым и оригинальным, предлагается конструирование фигур из цветной бумаги, так называемое цветное моделирование. Можно использовать комбинации разноцветных кубиков, больших и маленьких. Для решения задач, связанных с запоминанием и узнаванием музыкального материала, можно использовать усложненные игровые формы. Задания-игры здесь группируются в зависимости от способностей учащихся и периода обучения: 1. запоминание музыкального материала («Попробуй собери», «Любимые мелодии»); 2. узнавание музыки («Музыкальный путь») В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема. В задании «Любимые мелодии» учащиеся исполняют друг для друга темы музыкальных произведений. Они сами поют мелодии понравившихся произведений, наиболее способные играют их на фортепиано или синтезаторе. Игра «Музыкальный путь» во многом сходна с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Данная игра обеспечивает создание ситуации успеха при выполнении задачи в узком смысле (как одной из форм работы) и в целом на уроке, так как каждый учащийся хочет выполнить задание быстрее и правильнее других, прийти первым и сделать все возможное для достижения поставленной цели. Для игры «Музыкальный путь» ребята придумывают два или несколько объектов: например, сказочный город, чудесную поляну, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту, сотворенному фантазией ребят, из бумажек-кирпичиков. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных тем, у того получилась длиннее дорога, тот и выиграл. Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы комплекты игр-лото на бумажных носителях из серии «Музыкальная радуга» - «3 кита музыки» , «Музыкальные инструменты» , «Сказочный мир балета ». С помощью сканера или принтера их несложно изготовить самим. В комплектность должны входить большие карты размером А4 с нанесенными изображениями по выбранной теме игры в двух экземплярах. Одна из них разрезается по пунктирным линиям на маленькие карточки с заданиями. Отдельно изготавливаются наградные карточки с призовыми местами. Как устроена игра-лото «3 кита музыки» ? Это 3 экземпляра больших карточек с соответствующими жанрами и набор маленьких с разновидностями песен, танцев и маршей. По заданию учителя при прослушивании музыкального отрывка игроки поднимают карточки с ответами на маленьких карточках, либо, второй вариант, заполняют большие карточки набором из маленьких соответственно жанру. Кто быстрее заполнит свою карточку, тот и выиграл. Для слухового закрепления пройденного материала используются музыкальные примеры на разные виды песен, танцев и маршей с конкретизацией жанрового вида прослушанного музыкального отрывков в виде розданных карточек.

Приведем для примера правила двух из 5 существующих вариантов игры «Музыкальные инструменты». 1 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки с названиями инструментов откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков - как можно скорее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами. 2 игра: Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Имеет три струны, из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка) или «Музыкальный инструмент, для которого очень часто сочинял Ф. Шопен. Что это?» (фортепиано). Игра «Сказочный мир балета» знакомит учащихся с героями и содержанием лучших балетов мира на сказочные сюжеты. В данном случае - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. При подготовке к игре из 12 больших карт 6 нужно разрезать на 36 маленьких с изображенными на них персонажами. Большие карточки раздаются детям. У ведущего – маленькие цветные карточки. Вариант 1.
Преподаватель показывает и называет детям героя балета-сказки. Задача учащихся – найти у себя этот персонаж и закрыть его маленькой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закроет всю большую карту. Вариант 2.
Преподаватель показывает изображение. Ученики должны назвать героя балета. Тот, кто нашел этот персонаж на своей большой карте, закрывает его маленькой карточкой. Вариант 3. Большие карты раздаются учащимся. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками вверх. После знакомства с содержанием, например, балета «Щелкунчик» играющим предлагается найти у себя на картах персонажей этого балета и закрыть их маленькими карточками. После этого игроки по очереди называют героев балета. Выигрывает тот, кто назовет всех героев балета правильно. Точно также обыгрываются персонажи «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Вариант 4. Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками наверх. По команде учителя дети должны маленькими карточками как можно быстрее закрыть на своих карточках героев только «Щелкунчика»; героев только «Спящей красавицы»; героев только «Лебединого озера». Для музыкального знакомства с содержанием балетов П.И. Чайковского можно использовать также литературно-музыкальные композиции «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в облегченном переложении для фортепиано, а далее сочетать звучащие музыкальные отрывки с описанными выше условиями игры «Музыкальный путь». Хорошим подспорьем на современном уроке могут стать задания из лицензионных интерактивных музыкальных игр в серии развивающих детских программ «Играем с музыкой» на запоминание музыки и развитие тембрового слуха: - «Щелкунчик» по творчеству Чайковского;

- «Волшебная флейта» по Моцарту;

- «Алиса и «Времена года» по Вивальди.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках слушания музыки способствуют: 1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации; 2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию; 3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества; 4. активизации внимания учащихся; 5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми