Игры «Геометрические фигуры» для детей. Дидактическая игра «Геометрические фигуры» для второй младшей группы




Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.

  • Что должны знать и уметь юные математики 3–4 лет?
  • Какие игры предложить карапузам для изучения «царицы всех наук»?
  • Как сделать домашние развивающие занятия максимально эффективными?

Давайте разбираться вместе!

Необходимый багаж знаний

Прежде чем составлять план занятий по математике для детей 3–4 лет, необходимо разобраться, что вообще следует знать и уметь малышам этого возраста:

  • концентрироваться на задании не менее 5 минут;
  • складывать пирамидку;
  • собирать пазлы из 4 и более фрагментов;
  • уметь находить отличия между предметами по 3–4 признакам (цвет, размер, температура, форма и т. п.);
  • находить в представленном множестве одинаковые/похожие предметы;
  • находить в представленном множестве лишние объекты;
  • оперировать математическими понятиями «один», «много», «больше», «меньше», «равно»;
  • считать до 5 в прямом порядке;
  • знать цифры от 0 до 5;
  • показывать загаданное число на пальчиках;
  • демонстрировать навыки ориентирования в пространстве (понимать, где верх и низ, где правая/левая рука; осознавать значение предлогов «в», «на», «за» и т. д.);
  • знать основные геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник;
  • понимать и использовать обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, игрушки, овощи и др.

Эффективные развивающие занятия по математике для детей младшего дошкольного возраста выстраиваются по плану, в котором учитывается объём знаний, необходимый детям 3–4 лет.

Игры на развитие логики в 3–4 года

«Шеф-повар»

Достаньте из кухонного шкафа несколько кастрюль с крышками. Постарайтесь подобрать посуду, отличающуюся цветом, размером, материалом.

Крышки снимите и выложите в произвольном порядке.

  • Ну-ка, малыш, подбери для каждой кастрюльки верную крышку!

Когда ребёнок самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите с ним, чем продиктован его выбор:

  • для большой кастрюли - большая крышка;
  • для красной - красная
«Друзья-товарищи»

Приготовьте несколько предметов, которые можно сгруппировать по их назначению. Такое игровое задание помогает развивать логику, внимательность, находить связь между различными объектами.

Для игры можно взять:

  • перчатки и носочки;
  • фломастеры и альбом;
  • зубная щётка и зубная паста;
  • расчёска и заколочка для волос;
  • предметы игрушечной или настоящей посуды.

Вы можете использовать один предмет из пары, а второй заменить картинкой. Если малыш хорошо справляется с заданием, попробуйте все предметы заменить картинками.

«Найди отличия»

Игры на поиск отличий прекрасно развивают внимательность, а если сразу указать, сколько отличий надо найти, то ещё и тренируют устный счёт.

Подберите для малыша картинки на поиск отличий. Подпишите на них, сколько отличий надо найти. Каждое найденное отличие ребёнок должен обвести карандашиком и поставить на листке черточку. Когда задание выполнено, черточки подсчитываются, чтобы понять, все ли отличия найдены.




Игры с геометрическими фигурами для детей 3–4 лет

Для игр, которые мы приготовили, вам потребуется два комплекта геометрических фигур из плотного картона. В каждый комплект должны входить круги, овалы, треугольники и квадраты разных цветов и размеров.

«Повтори картинку»

Конструирование из плоских геометрических фигур - отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.

Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Малыш должен повторить картинку по вашему образцу.




«Сосчитай»

Вырезанные из картона геометрические фигуры - прекрасный счётный материал, с помощью которого удобно отрабатывать навыки сравнения, а .

Выложите фигуры в два ряда:

Попросите малыша выполнить ваши задания и ответить на вопросы.

  1. Посчитай, сколько на картинке кругов.
  2. Посчитай, сколько на картинке треугольников.
  3. Посчитай, сколько на картинке зелёных фигур.
  4. Посчитай, сколько на картинке красных фигур.
  5. Каких фигур больше: красных или зелёных?
  6. Каких фигур больше: треугольников или кругов?
«Геометрический сортировщик»

Используйте ваш комплект геометрических фигур, чтобы отрабатывать детский навык сортировать предметы по заданному признаку.

Малыш должен выполнить ваши словесные команды:

  1. Положи в ряд три зелёные фигуры.
  2. Положи рядом 2 круга.
  3. Разложи треугольники по порядку от самого маленького к самому большому (предварительно отберите из комплекта три треугольника разного размера).

Если ребёнку сложно выполнять ваши устные просьбы, пусть пока действует по визуальному образцу. Главное - комментируйте, какие последовательности и по каким принципам вы выкладываете из фигурок.

Математическая физкультминутка

Друзья, не забываем, что малышам 3–4 лет необходимо много двигаться. Давайте совместим весёлые подвижные игры с изучением математики!

«Прыг-скок»

Включите весёлые детские песни и предложите ребёнку немного размяться. Во время произвольных танцев озвучивайте команды в формате:

  • два прихлопа;
  • три притопа;
  • один присед;
  • пять наклонов.

Вероятно, сначала вам придётся выполнять движения вместе с ребёнком, но очень скоро малыш будет справляться с таким забавным математическим заданием самостоятельно.

«Весёлый хоровод»

Чем больше будет игроков, тем веселее получится игра. Это хороший вариант развлечения для детского дня рождения. Но за неимением компании вы вполне можете поводить математический хоровод вдвоём с карапузом.

Перед началом игры повторите с ребёнком, где у него правая ручка, а где левая. Объясните, где у круга центр. Договоритесь, что при команде «вверх» надо остановиться и, встав на носочки, вытянуть ручки вверх, а при команде «вниз» - сесть на корточки.

А теперь можно начинать.

Под музыку ходим по кругу, выполняя команды ведущего:

  • пошли влево;
  • пошли вверх;
  • пошли в центр;
  • пошли вниз.

Эта игра учит ориентированию в пространстве, развивает слуховую внимательность, тренирует навык коллективной работы.

«Раз, два - стоит ракета»

Раз, два - стоит ракета. (Прямые руки поднять вверх)
Три, четыре - самолёт. (Прямые руки развести в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши)
А потом на каждый счёт. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (Прямые руки поднимаем вверх, опускаем через стороны вниз)
Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши)
И на месте походили. (Ходьба на месте)

  1. Знания и умения формируются и накапливаются постепенно. Не надейтесь, что после первого занятия малыш запомнит и усвоит всё, что вы хотели до него донести. Последовательность, постепенность, закрепление и повтор - неизменные этапы успешного обучения математике в дошкольном возрасте.
  2. Не забывайте за успешное выполнение заданий. И учитывайте, что старание - тоже повод для разумной похвалы.
  3. Во время игр, в которых требуется пересчитать предметы, позволяйте и даже рекомендуйте ребёнку считать, указывая пальчиком на объект счёта. Постепенно, ненавязчиво, но уверенно вводите понятия порядкового и количественного счёта.
  4. Математика - это не только счёт. Более того, не торопитесь научить малыша считать. Работайте над развитием логики, учите обобщать и систематизировать, а счёт, органично вплетаясь в канву занятия, будет освоен сам по себе, между прочим.
  5. Учиться в игре можно не только дома. Считайте ступеньки на выходе из дома, замечайте круглые и квадратные предметы во время вашей прогулки, рассматривайте номера страничек в книгах, которые читаете перед сном.

Друзья! Мы желаем вам счастливого и эффективного родительства. До новых встреч!

Презентация рассчитана на детей второй младшей группы и включает в себя игровые упражнения по ФЭМП. Эти упражнения направлены на знакомство детей с геометрическими фигурами. В презентации используются значки-признаки (ТРИЗ).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ: ШАЙНУРОВА А.В. МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА»

ЗАДАЧИ: * Знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение. * Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по сенсорным признакам.

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАЧОК?

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ?

НАЗОВИ ФИГУРУ

НАЗОВИ ФИГУРУ

СОБЕРИ КРУГИ

СОБЕРИ КВАДРАТЫ

СОБЕРИ ТРЕУГОЛЬНИКИ

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

ИЗ КАКИХ ФИГУР СОСТОИТ КАРТИНКА

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...

«Развивающие игры по математике. Геометрические фигуры» для детей старшего дошкольного возраста

воспитывать наблюдательность, развивать мышление и активность у детей. учить группировать геометрические фигуры....

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.

Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них

Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже. Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов. Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.

Время для изучения фигур

Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.

2-летний карапуз уже должен различать:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

3-летний кроха дополнительно знает:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.



Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы

Принцип освоения фигур

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

Первым для изучения выберите круг. Когда ребенок хорошо его усвоит, переходите к следующему этапу. Обыграйте ситуацию, когда в гости к малышу пришел большой круг. Обведите пальчиком ребенка кружок, потрогайте ладошкой, сделайте на ее основе аппликацию, добавив круглые глазки и носик.

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган. Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку. Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.



Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные

Особенности обучения

Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:

  • В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: ). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
  • Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
  • Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.

Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.

Изучение продолжается в следующем ключе:

  • сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
  • поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
  • воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
  • анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.


Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм

Обучаемся

Ищем геометрию вокруг

Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.

Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности. На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично. Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.

Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.

Игры на различение фигур

Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же. Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат. Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.

Лото – уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото. Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки. Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.

Базовые фигуры на карточках:













Метод сортировки

Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно. Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба. Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.



Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер

Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.

Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д. К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб). В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.

Аппликации

Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.



Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией

Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д. Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации. Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:

  • Серия «Школа семи гномов 1+».
  • Развивающие наклейки для малышей.
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия.

Тактильное творчество

Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий. На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип. Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.

Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием. Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п. Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.



Тренироваться можно даже на асфальте, используя цветные мелки

Использование карточек Домана

Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше. Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.

Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.



Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру

Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре. С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой. Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д. По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.

Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.

Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».

Математическое задание - Геометрические фигуры для детей 3-4 лет "Раскраска" направлено на развитие математических представлений ребенка и являются ведущими в обучении малышей дошкольного возраста . К 4 годам ребенок должен уметь различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, овал, а также все основные цвета.

Геометрические фигуры для детей 3-4 лет - Условия заданий:

Здесь вы можете скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет в виде развивающих заданий-раскрасок. Распечатайте скачанный файл на черно-белом принтере и дайте ребенку для раскрашивания, предварительно прочитав ему условия, которым нужно следовать:

  • Первое задание: Закрась все круги синим цветом. Посчитай, сколько их?
  • Второе задание: Раскрась все треугольники оранжевым цветом. Сколько их?
  • Третье задание: Закрась квадраты красным цветом, а прямоугольники - желтым. Сколько получилось квадратов? А сколько прямоугольников? Чего больше?
  • Четвертое задание: Раскрась овалы зеленым цветом . Сколько получилось овалов?

Скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет (бланк с заданиями) в оригинальном размере (для распечатки на компьютере) вы можете во вложениях внизу страницы.

Задания являются авторской разработкой детского портала "Чудо-Юдо". Копирование и перепубликация задания на других сайтах или в печатных изданиях запрещена законом об авторских правах.

Методик для детей, представляющих геометрические фигуры, очень много на современном рынке. Ниже представлены основные из них, а также игры, развивающие ребенка.

В наше время раннему развитию малыша придают большое значение. Крох начинают обучать чуть ли не с роддома. Существует множество игр, книг, видео- а аудиоматериалов, помогающих деткам быстрее освоить такие простые – на первый взгляд – темы, как буквы, цифры, формы, цвета. Особенно популярны карточки, показывающие геометрические фигуры для малышей. Это пособие наглядно, лаконично. Оно позволяет ребенку быстро и легко освоить необходимые знания.

Когда начинать изучать геометрические фигуры?

В общем-то, знакомить ребенка с формами можно уже с первых месяцев. Нет ничего плохого, если вы в игровой форме , не досаждая малышу, будете показывать ему картинки или игрушки, четко произнося название фигуры (круг, квадрат и т. д.).

Таким образом, уже к двум годам ребенок должен хорошо знать три формы:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

К трем годам в этот список должны добавиться:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

К слову, изучению геометрических форм большое внимание уделено в методике Марии Монтессори. В ее материалах есть несколько игр, помогающих ребенку быстро научиться определять формы предметов. О них мы поговорим далее.

Зачем изучать геометрические фигуры малышу?

О пользе раннего развития сказано уже немало. Именно активное обучение малыша в период от рождения до трех лет формирует у него креативность и беглость мышления, прилежность и любовь к знаниям, умение быстро усваивать информацию.

Изучение форм необходимо и по некоторым другим причинам.

  • Весь мир вокруг состоит из фигур (круг – колесо машины, тарелка, солнце; квадрат – окно, сидение стула и т. д.).
  • Подготовка к школе – чем раньше малыш освоит простые знания, тем легче ему будет учиться в школе.
  • Изучение форм позволит малышу играть в те игры, которые недоступны деткам, не знающим, что такое круг, квадрат и т. д.
  • Изучая геометрические фигуры, ребенок расширяет свой кругозор, тренирует мозг, увеличивает словарный запас.

5 правил обучения геометрическим фигурам

Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.

Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.

  1. Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
  2. Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
  3. Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
  4. Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
  5. Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).

Игры «Геометрические фигуры» для детей

Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему.

Такая игрушка не только учит карапуза быстро различать фигуры разной геометрической формы , но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

Игры по методике Монтессори

Мария Монтессори, как уже было сказано выше, придавала большое значение геометрическим фигурам в развивающих играх малыша. В ее методике существует несколько способов познакомить ребенка с геометрией в игровой форме. Например:

  • Положите фигуры в непрозрачный пакет или сумку. Пусть малыш поочередно берет по одной игрушке и, не доставая ее, определяет, какой она формы.
  • Для более старшего ребенка можно придумать такое задание: скажите слово-определение, например, «катаются». Малыш должен назвать формы, которые обладают этим свойством.
  • Можно предложить крохе назвать все формы с уголками или без уголков, с гранями или без.
  • Творческий вариант игры с фигурами. Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник.

В методике Монтессори существует специальное приспособление, именуемое «Рамки и вкладыши». Это своеобразный аналог сортера, о котором мы говорили выше.

Рисунки и трафареты

Если вашему чаду нравится рисовать, то используйте это для того, чтобы научить его различать фигуры. Вместе нарисуйте домик. Проговорите все детали: Окна квадратные, крыша – треугольник и т. д.

Также можно предложить ребенку трафареты. Их можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги или приобрести готовые.

Обводя ту или иную фигуру, малыш будет учиться рисовать их («набивать руку»), а ваши комментарии (это круг, это треугольник) помогут чаду быстрее запомнить их названия.

Карточки Домана

Метод Домана очень популярен среди родителей, интересующихся ранним развитием своего ребенка. Он подразумевает использование наглядных карточек для лучшего усвоения малышом полученных знаний. У Домана есть отдельный набор карточек, посвященный геометрическим фигурам. Его можно купить или скачать в Интернете (там же можно найти видео о данной методике).

Литература и дидактический материал

Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.

  • «Школа Семи Гномов»

В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.

  • Геометрические фигуры. Мягкая мозаика

Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.

  • Раскраски

Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.

  • Наклейки

Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.

Мультики о геометрических фигурах

Заключение

Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Проявите фантазию, придумайте свои игры и задания для чада, показывайте , и он ответит вам любовью и благодарностью.

Изучать не сложно, ведь сегодня существует масса различных игр и игрушек, которые им в этом помогают.

А знаете ли вы, что двухлетний ребёнок должен знать три основные геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, а в три года карапуз уже должен знать шесть геометрических фигур : то есть еще прямоугольник, овал и ромб.

Как же малышу научится их различать?

А вот и несколько советов о том, как помочь ребенку в освоении геометрии:

1. Геометрические фигуры для детей нужно начинать представлять где-то с 2 лет. Впервые нужно показывать крупное их изображение и называть их.

2. Название стоит упоминать по несколько раз, чтобы оно лучше запомнилось.


3. Постоянно напоминайте ребенку, какую форму имеют различные предметы, например, мяч круглый, книга прямоугольная и т.д.

4. После того, как малыш сможет показать фигуры, можно просить его, их называть.

5. Также можно показать крохе мультфильм из серии "Бэби Эйнштейн", в котором под веселую песенку из геометрических фигур собирают клоуна и показывают различные предметы из них. Или любой другой детский развивающий мультфильм, главная идея которого - изучение геометрии.

С 3-4 лет уже нужно начинать объяснять ребенку, почему прямоугольник и треугольник так называются. Посчитайте с малышом углы.

6. Купите крохе сортер – , основной принцип которой заключается в том, чтоб вставить предмет определенной геометрической формы в нужное отверстие. Такие, кстати, бывают очень забавные – музыкальные.


7. Рисуйте картинки из различных геометрических фигур и предлагайте ребенку рассказывать, из каких именно фигур они состоят.


8. Вырезайте геометрические фигуры из картона и просите малыша, чтоб он их сортировал. Но для начала вырезайте все фигуры одного цвета.

9. Можно в таких картонных геометрических фигурах проколоть дырочки и попросить малыша, при помощи шнурочка, собрать гусеницу либо из одинаковых фигур, либо чередуя их.

10. Хорошими помощниками в изучении геометрических фигур для детей могут быть кубики, мячики, пирамидки, конструкторы.

11. Делайте из геометрических фигур.


12. Можно вместе с карапузом порисовать фигуры на крупе (на гречке или рисе) – это очень интересное и занимательное занятие, но после него придется делать небольшую уборку.

13. Можно, если позволяет погода, рисовать геометрические фигуры и на улице, палками на песке.

14. Интересным также может быть занятие, при котором малыш «рисует» фигуры из веревок.

15. Поощряйте фантазию и интерес малыша, хвалите его даже за маленькие достижения!

А какие методы изучения геометрических фигур знаете вы? Напишите в комментариях.

Ребята, посмотрите, как много у нас гостей сегодня. Давайте поприветствуем их, скажем «Здравствуйте».

- Слышите, кто-то стучит в дверь? Смотрите, к нам на занятие пришёл щенок Шарик, он хочет с нами поиграть. Хотите поиграть с Шариком?

Шарик недавно познакомился с геометрическими фигурами, а вы с ними знакомы?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Шарик будет загадывать загадки, а вы отгадывайте, что за геометрическую фигуру Шарик загадал.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Отгадайте, друзья,

Слайд 1. (красный круг)

В.: Вы правильно отгадали загадку. А что вы знаете о круге?

Правильно, у него нет углов, и поэтому он может катиться.

А какого цвета круг на этой картинке?

В: Посмотрите, дети, что изображено на этой картинке?

Сколько кругов изображено на этой картинке?

Женя, подойди к доске и сосчитай круги.

Какого размера круги?

Какого цвета маленький круг?

Какого цвета большой круг?

Щенок: Молодцы, дети! Слушайте следующую загадку!

Три вершины, три угла,

Три сторонки у меня.

Дети, кто же я?

Слайд 3. (синий треугольник)

В: Посмотрите, дети, на картинке изображён треугольник.

Кто знает, почему треугольник так называется?

Давайте сосчитаем, сколько углов у треугольника. Оля, выйди к доске и сосчитай углы.

А сколько сторон у треугольника?

Давайте сосчитаем. Андрей, выходи к доске и сосчитай стороны у треугольника.

А какого цвета треугольник на этой картинке?

В: Дети, посмотрите, что изображено на этой картинке?

Сколько треугольников на этой картинке?

Карина, выйди к доске и сосчитай треугольники.

Лера, какого цвета треугольники на этой картинке? Выйди к доске и покажи, пожалуйста.

Гоша, какого размера зелёный треугольник? (большой, средний или маленький)

Женя, какого размера синий треугольник?

Карина, какого размера красный треугольник?

Щенок: Какие же вы молодцы! Слушайте следующую загадку.

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны одинаковой длины

Вам его представить рад

А зовут его…..

(зелёный квадрат)

В: Посмотрите на картинку, здесь изображён квадрат.

Какого цвета этот квадрат?

Сколько у квадрата углов?

Майя, выйди к доске и сосчитай углы у квадрата.

Сколько сторон у квадрата? Серёжа, выйди к доске и сосчитай стороны у квадрата.

Посмотрите, что изображено на этой картинке?

Давайте сосчитаем, сколько квадратов на этой картинке.

Какого размера квадраты на картинке?

Какого цвета большие квадраты?

Какого цвета маленькие квадраты?

Щ.: Вы такие молодцы, разгадали все загадки и ответили на все вопросы!

В: Шарик придумал для нас ещё одну игру с геометрическими фигурами. Поиграем?

Посмотрите, Шарик разложил фигуры по порядку. Посмотрите, какие фигуры изображены?

Какая фигура первая?

Какого цвета квадрат?

Какая фигура следующая, вторая?

Какого цвета круг?

Какая фигура последняя?

Какого цвета треугольник?

Шарик перемешал все фигуры и снова разложил их, но он ошибся. Давайте поможем Шарику, и найдём ошибку?

В: Посмотрите, что Шарик положил не в том порядке на этой картинке?

Давайте посмотрим на следующую картинку, какие фигуры Шарик неправильно положил?

Какие фигуры поменялись местами?

Правильно, какая фигура должна быть первой?

Точно, жёлтый круг остаётся на своём месте.

Какая фигура должна быть последней?

Молодцы! Шарик сложил фигуры ещё раз, и снова ошибся. Давайте поможем ему снова!

Какие фигуры не на своих местах на этой картинке?

Какая фигура должна быть первой?

Какая фигура должна быть второй?

Какая фигура должна быть третьей?

Щ: Спасибо! Вы помогли мне правильно сложить все фигуры! Молодцы!

В: А теперь давайте немного отдохнём!

Встаньте около своих стульчиков, и поиграем вместе с Шариком.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

В: Вам понравилось играть с Шариком?

Вы знаете, у нашего друга Шарика нет домика. Но мы можем помочь ему и сделать домик для него из геометрических фигур.

Поможем Шарику, сделаем для него домик?

Вы знаете, как называется домик, в котором живёт собака?

Как вы думаете, из чего мы будем делать будку для Шарика?

Пройдите за столы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит квадрат, треугольник и круг.

Как вы думаете, из какой фигуры мы сделаем сам домик?

Правильно! Какого цвета квадрат у вас на столе?

Положите квадрат жёлтой стороной вниз на стол.

Откройте клей, возьмите его в правую руку, и намажьте весь квадрат клеем, придерживая его левой рукой.

Поставьте клей на стол, возьмите квадрат, и приклейте его посередине листа, как изображено на картинке на доске.

Из какой фигуры мы сделаем крышу для будки?

Какого цвета треугольник у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске.

Положим треугольник красной стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь треугольник с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём треугольник в руки и приклеим так, как изображено на картинке на доске, сверху над квадратом.

Какую фигуру мы возьмём, что бы сделать дверь в нашей будке?

Какого цвета круг у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске, куда мы приклеим дверь?

Положим круг синей стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь круг с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём круг в руку и приклеим так, как изображено на слайде на доске.

Щ: Какие чудесные будки из геометрических фигур вы для меня сделали!

Теперь мне будет где жить! Спасибо!

Современные производители товаров для детей и детские психологи предлагают заняться развитием и обучением ребенка практически сразу после его рождения. По каким методикам заниматься - решать только родителям, но некоторые основные понятия следует объяснить вне основной программы. для малышей важны не менее чем цвета и названия основных бытовых предметов. Как же правильно познакомить ребенка с кругами и овалами?

Зачем нужна геометрия дошкольникам?

Понятие формы и размера помогает воспринимать окружающий мир и предметы, сравнивать их между собой. Вы, не задумываясь, скажете, описывая какой-то необычный предмет мебели, что он похож на два прямоугольника с закругленными краями. А теперь представьте себе, насколько сложно описать и сравнить какие-то объекты, не зная названий и понятий простых форм . Именно поэтому выучить геометрические фигуры для малышей полезно как можно раньше. Уже к 2-3 годам ребенок должен знать, как минимум, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Постепенно можно добавлять и более сложные фигуры.

Отправляемся на поиски фигур!


Проще всего чему-то научить ребенка в процессе игры. Постарайтесь заинтересовать малыша, подавайте новый материал в оригинальной игровой форме. Для самых маленьких даже не нужно организовывать занятия, учиться можно между делом. Расскажите, что чашка круглая, а книга - прямоугольная. Наглядным пособием, раскрывающим понятие «геометрические фигуры», для малышей станут самые обычные игрушки. Сравнивайте вместе кубики и мячики, усложняйте задачу, добавляя посуду или фрукты для игры в магазин. Детей старшего возраста можно занять на продолжительное время, попросив найти в комнате как можно больше кругов или треугольников. Помогите проявить всю фантазию и объясните, что фигуры могут «прятаться» на ткани или обоях в виде рисунка, представлять собой целый предмет или его часть.

Занимательная геометрия


Выучить 5 геометрических фигур намного проще, если самостоятельно их нарисовать. Предложите малышу творческое задание, возьмите лист бумаги и краски, карандаши и фломастеры и изобразите круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Более интересная версия этой игры - мама рисует геометрическую фигуру, а ребенок дорисовывает какие-то элементы, превращая форму в предмет или животное. Можно также нарисовать прямоугольник на листе бумаге и повесить на видном месте. Конечно, кто-то из ваших гостей удивиться такому украшению интерьера, но вы всегда сможете ответить: «Это мы учим геометрические фигуры с малышами». На следующий день нарисуйте круг и повесьте его рядом с прямоугольником. А затем предложите сравнить фигуры между собой. Постепенно добавьте остальные формы и обязательно уделяйте несколько минут в день такому обучению.

Полезные игрушки для изучения фигур


В изучении основ геометрии помогут разнообразные игры и игрушки. Самый простой вариант: приобрести готовые карточки с изображением фигур. Обычно такие наборы ориентированы на изучение формы и цвета. Карточек может быть много, фигуры на них повторяются, но различаются по размеру и оттенку. Играть с такой настольной игрой можно часами. Попросите собрать все одинаковые формы, затем разложить их по размеру. Затем смешайте карточки и предложите найти все фигуры одного размера или цвета. При желании такую игру можно сделать и своими руками. Помочь в изучении геометрии способно и специальное детское лото. При желании совсем нетрудно найти такую игру, посвященную фигурам. И все же самыми популярными геометрическими игрушками остаются сортеры. Обычно это какая-то основа (емкость, рамка), имеющая прорези разных форм . В отверстия вставляются цветные геометрические фигуры. Задача ребенка - подобрать для каждого маленького предмета соответствующую прорезь на основе. Сортеры бывают оформлены в различных стилях, но выбирая самый простой - геометрический, вы получаете возможность выучить названия фигур во время их размещения в основе. Помочь в изучении форм могут и деревянные или картонные рамки с вкладышами, сделанные по принципу сортера. Полезно также смотреть специальные обучающие мультики про геометрические фигуры для малышей. Сочетайте все предложенные варианты обучения, и тогда у вашего ребенка не возникнет проблем с геометрией.

Как познакомить ребенка с геометрией?

Геометрия - наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.

На данной страничке представлена подборка материалов - карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами.
Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.

Карточки с геометрическими фигурами и формами

Яркие карточки с самыми основными геометрическими фигурами и формами. Карточки можно использовать, как наглядное пособие на первом занятии.

Геометрия для детей - раскраски, прописи, рабочая тетрадь

1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые графические упражнения и задания.
Скачать

2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм.
Скачать Скачать
3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.

4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет.
В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем.
Скачать

Книги о геометрии для детей

1. Занимательная книга в стихах "Весёлая геометрия для самых маленьких" - автор Александр Тимофеевский.

Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов.
В весёлых стихах А. Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, "школьные науки дадутся сами в руки".
Книгу можно скачать и распечатать, но лучше конечно приобрести оригинал.