Сценарий игры по станциям "путешествие в страну правовых знаний". Квест-игра "путешествие по правовым станциям" Станция «юридическая консультация»




Игра по станциям

«Путешествие в страну правовых знаний»

Цель:

предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.

Задачи:

1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;

2. формирование понятия о том, что у любого человека нет прав без обязанностей;

3. формирование умений общаться и работать в команде.

Форма проведения: игра – путешествие по станциям.

Участники: участвует 6 команд учащиеся 4-9 классов, 6 педагогов - экспертов.

Оборудование: маршрутные листы.

Станции:

1 станция – Актовый зал

2 станция – Библиотека

3 станция – Спорт зал

4 станция – 201 кабинет

5 станция – 301 кабинет

6 станция – 209 кабинет

Название станций: СС

1. Станция «Правовая страна»

2. Станция «Загадочная»

3. Станция «Тропа безопасности»

4. Станция «Да!Нет!»

5. Станция «Занимательная»

6. Станция «Сказочная»

Построение, старт и финиш игры происходят в актовом зале.

Ход игры

Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры:

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Путешествие в страну правовых знаний». Тема о правах взята не случайно, в нашей школе месяц октябрь посвящён правовому воспитанию. 20 ноября, считается международным Днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря. О своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Слайд -Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

Слайд-Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Правила игры: за каждой станцией закреплен педагог - эксперт, функции которого следить за правильностью выполнения заданий, подводить итоги работы команды и выставлять баллы в маршрутный лист. Каждой команде выдается маршрутный лист с названиями станций. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ведущий вызывает представителя каждого класса по очереди и раздаёт маршрутные листы.

1.Станция « Правовая страна »

1) Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

2) Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

3) Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

4) Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

5) Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

6) На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

7) Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

8) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

9) Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

10) Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

2. Станция «Знаете ли вы права?»

Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

1.Наша страна - Россия? Да!

2. Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да)Что это такое, право на личную неприкосновенность?

3. Можно ли человека обращать в рабство? Нет! Почему?

4. Можно ли относиться к человеку жестоко? (НЕТ)Что можно отнести к жестокому обращению?

5. Защищён ли человек законом? Да!

6. Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!

7. Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Чем это грозит? Нет!

8. Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

9. Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

10. Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!

3. Станция «Права литературных героев»

1.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к приобретению материальных ценностей»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин).

2. В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

3. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

4. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

5. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

7. Имел право на жизнь, но его съела лиса (Колобок)

8. Кто часто в сказках покушается на жизнь детей? (Баба-яга)

9. Какой литературный персонаж живёт на крыше, шумит, шалит, нарушает общественный порядок (Карлсон)

10. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование

4. Станция «Загадочные права»

Мама работала,

Папа трудился,

А я в школе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …

(отдых)

Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя) О каком праве говориться в загадке?

Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на …

(образование) О каком праве говориться в загадке?

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только …

(врач) О каком праве говориться в загадке?

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …

(жильё) О каком праве говориться в загадке?

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Что такое флаг РФ? (символ РФ)

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её. (ГИМН)

Что такое гимн РФ? (гос. символ)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

Что такое герб РФ? (символ РФ)

Символ мудрости и власти.

Отгоняющий напасти,

Что крыла свои развёл...

Он - двуглавый птах - ... (ОРЁЛ!)

Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ)

Имя президента РФ?

5. Станция «Права или обязанности»

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

9. Носить школьную форму (Обязанность)

10. Посещать мероприятия в школе (Право)

6. Станция « Мои обязанности» вопросы подготовит …..

Ведущий:

Ребята! Вот и закончилась наша игра. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам усвоить ваши права и обязанности. Пока мы не поймем этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Помните, что ваши права заканчивается там, где начинаются права других людей.

Итоги игры будут объявлены в понедельник на линейке.

Спасибо! С вами было очень приятно сегодня работать. Живите в мире с Законом и своей совестью.

Сценарий досугового мероприятия «Под защитой закона»

Цель : формирование правовых знаний воспитанников.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, применяя игровые технологии.
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Вид занятия : игровое
Категория детей : 6-12 лет
Оборудование: реквизит; костюмы для инсценировки; компьютер; м/м аппаратура; экран; презентация; аудиозаписи; конверты с заданиями; карточки с названием команд, маршрутные листы
Предварительная работа:
1) Дети представляют рисунки на тему «Мои права».
2) Воспитанники делятся на 2 команды, подготавливают название и девиз своей команде
3) Готовятся 2 инсценировки: выход двух разбойников; отрывок из «Сказки о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина).

Ход мероприятия:

В начале игры команды строятся в линейку. Воспитатель раздает маршрутные листы и объясняет условия игры от одной сказочной станции к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать игру давайте вспомним что такое «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. А какие права есть у ребенка мы с вами сегодня и узнаем. Итак, начинаем наше расследование по волшебным станциям.

Станция 1 «Право на жизнь»
Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека-право на жизнь». Маленький человек-ребенок-тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство-Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый-пусть живет. А если родился слабым, больным-бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(ответы детей)
Воспитатель: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым-помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. А сейчас, ребята, посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по сказке А.С. Пушкина
У окна на лавочке с зеркальцем в руках сидит Царевна и любуется своим отражением. Перед нею сундук с украшениями.
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркалу рукой.)
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка)
Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(музыка стихает, Царица бросает зеркальце по лавку, топает ногами, кличет служанку)
Царица: Эй, Чернавка!
(входит девушка, смиренно склонив голову)
Царица: Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит, Царица радостно потирает руки)
Воспитатель: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась..
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя…
Воспитатель: Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Воспитатель: Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
(ответы детей)
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно! Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право. Ребята, а как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
(воспитатель оценивает ответы и рисунки детей, заполняет маршрутный лист)

Станция 2 «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или насилия»
Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из м/ф «Бременские музыканты».
1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник: Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник: Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник: Джон, все они заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Воспитатель: Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые-могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой)
Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники: Мы хорошие! Мы очень детей любим! Будем вам сказки рассказывать!
Дети: Нет, все равно не пойдем!
Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас пистолеты какие!
Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники: Тише! Тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.
(собираются уходить)

Воспитатель: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Воспитатель: Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, ребята, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
(ответы детей)
Воспитатель: Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(воспитатель заполняет маршрутный лист)

Станция 3 «Право на защиту от разлучения с родителями»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными
(включается презентация и дети по фрагментам называют название сказки)
Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева»
Воспитатель: Ребята, а кто помог героям наших сказок вернуться домой? (ответы детей)
Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем ребенком?
(ответы детей)

Станция 4 «Угадай-ка»
Воспитатель: А на этой станции, ребята, вы должны закончить мои фразы. Итак, начинаем.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в школе находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Воспитатель: Очень хорошо, ребята, вы запомнили основные права ребенка.

Станция 5 «Литературно-правовая!
Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли на нашу последнюю станцию. И у вас появилась возможность получить новые жетоны за правильный ответ. Итак, мы начинаем.
1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Конвенцией признается право ребенка на свободу выбора и собственное мнение).
2. Имеет ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель).
Однако у детей есть не только права, но и обязанности, которые надо выполнять. Познакомьтесь с основными:
1. Веди себя тихо в общественных местах!
2. Не мусори в общественных местах!
3. Делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
4. Не притворяйся больным, когда ты здоров!
5. Не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
6. Сначала подумай, потом сделай!
7. Не обижай никого вокруг!
8. Решай споры словами, а не кулаками!
9. Не дразнись и не обзывайся!
10. Не груби окружающим!
11. Не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
12. Не балуйся с телефоном!

Заключение, рефлексия.
Воспитатель: Наше мероприятие, ребята, подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – права человека. Зачем нам эти права? Как вы думаете? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Пройдите к своим столам и дайте оценку сегодняшней игры, выбрав соответствующий смайл. И в заключении примите на память памятки о сегодняшней игре. Сдаем жюри все ваши заработанные жетоны, для определения победителя нашего мероприятия. Ребята, помните, что у вас есть не только права, но и обязанности! До скорой встречи!
Завершение игры
Пройдя все станции, воспитанники сдают свои путевые листы и жетоны жюри. После подсчета баллов, воспитатель объявляет победителя. В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками и грамотами.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название станции Кол-во баллов Кол-во жетонов
1.Право на жизнь
2.Право на защиту от всех форм насилия
3.Право на защиту от разлучения с родителями
4. «Угадай-ка»
5.Литературно-правовая

Приложение 2
Памятка
У меня есть права:
право на имя, отчество и фамилию;
право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
право на заботу и воспитание;
право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
право на защиту и воспитание;
право на общение с обеими родителями;
право выражать свое мнение;
право на уважение человеческого достоинства;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.
и обязанности:
веди себя тихо в общественных местах!
не мусори в общественных местах!
делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
не притворяйся больным, когда ты здоров!
не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
сначала подумай, потом сделай!
не обижай никого вокруг!
решай споры словами, а не кулаками!
не дразнись и не обзывайся!
не груби окружающим!
не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
не балуйся с телефоном!

Приложение 3
Лист рефлексии
не понравилось узнал много нового было скучно понравилось
Самоанализ
В своем досуговом мероприятии я ставила задачи: способствовать формированию у воспитанников первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы; научить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права; развить умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, научить детей работать коллективно; воспитать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права и обязанности. По моему мнению, права ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его обязанностей. Поэтому, если мы знакомим детей с их правами, то необходимо требовать от них и исполнения обязанностей. Если мы знакомимся с правом на имя, то во время этого же разговора мы говорим о том, что каждый из нас должен уважать имя находящихся с нами людей – не придумывать клички, не обзываться, а обращаться ко всем по имени. При рассмотрении права на отдых, обращаю внимание детей на то, что они не должны мешать окружающим шумом и криком.
Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:
Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? Что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? Кого мы называем ребенком?
При работе над сценарием рассматривается правовая тема, которая включает в себя различные виды деятельности.
Данное мероприятие имеет актуальную тематику т.к., актуальность правовой темы заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мероприятия. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.
Мероприятие содержит разнообразную деятельность воспитанников, инсценирование той или иной ситуации, которые применительны к закреплению правовых знаний детей.

Ожидаемый результат : снижение преступности среди подростков; рост правовой культуры, правосознания воспитанников, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу; знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний, научить детей адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Игра по станциям «Знатоки права» для 6–8-х классов

Цель: формировать правовую культуру учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщить начальные правовые знания у несовершеннолетних.

Задачи:

    Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;

    С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;

    Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

    Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    Развитие умения называть свои права и анализировать поступки других;

    Воспитание уважения к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист» (Приложение 1 ). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов

Оборудование: магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход мероприятия

1.Орг. момент

Добрый день уважаемые ребята и наши гости!

Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Знатоки права».

А кто знает как называется наша неделя? (Неделя права, Мои права)

И так, игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе за каждый правильный ответ команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист». Побеждает та команда, которая наберет в сумме большее количество баллов.

У каждой команды будут капитаны: капитаном 6-го класса будет Путилина М.В., капитаном 7а, 8а Нецель Ю.А., капитаном 7б, 8б Завьялова И.Г.

Так же в ходе нашей игры будет оцениваться дополнительными 5 баллами дисциплина команды и слаженность ее работы.

Я раздаю каждой команде «Маршрутный лист», по которому вы будете передвигаться по станциям, название каждой станции написано на кабинетах.

После того, как вы со своими капитанами пройдете все станции собираемся в нашем штабе (на стене написано ШТАБ) Все понятно? Итак, НА СТАРТ- ВНИМАНИЕ- МАРШ (все вместе)

2. Основная часть

1 станция «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

(пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)

    Не воровством добывают деньги, а трудом.

    Легко воровать, да тяжело отвечать.

    Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

    Незнанием закона никто не отговаривайся!

    Шила в мешке не утаишь.

    Каков грех, такова и расплата.

    Один раз украл, а навек вором стал.

    Знает кошка, чье мясо съела.

    Дуракам закон не писан.

    Меч правосудия не имеет ножен.

    За худые слова летит и голова

    Права влекут за собой и обязанности

2 станция «ПЕСЕННАЯ»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2 ).

    «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

    «Чему учат в школе» – Право на образование.

    «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.

    «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.

    «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

3 станция «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

    Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)

    Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)

    Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)

    При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)

    Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

    Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)

    Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)

    Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

4 станция «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

(из предложенных высказываний выбрать правильные и неправильные. Приложение 3 )

5 станция «СЛОВЕСНАЯ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

    ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6 станция «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

    НОКЕВНИЦЯ (конвенция)

    ГОУСАРДТСОВ (государство)

    ИЖЗНЬ (жизнь)

    РБОАЗОАВИНЕ (образование)

    КЗАОН (закон)

    ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)

    АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

    СТУЦИКОНЯИТ (конституция)

    СКОКДЕ (кодекс)

    СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

7 станция «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

    Бесплатное образование

    Активность в приобретении знаний

    Уважать мнение всех учащихся и учителей

    Удобное рабочее место

    Посещать школу в предназначенное для этого время

    Защита личной собственности

    Посещение школьных мероприятий

    Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

    Вести себя корректно на переменах и на уроках

    Деловое сотрудничество с учителем

    Соблюдать ПДД, правила противопожарной безопасности, а также технику безопасности

    Беречь школьное имущество

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

8 станция «ДЕТЕКТИВ»

(по описанию назвать главного героя сказки. Приложение 4 )

1 – козленочек; 2 – колобок; 3 – лиса; 4 – Спящая красавица; 5 – Золушка.

9 Станция «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ»

I . Ответить за вопросы

    В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? / Колобок/

    Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга /

    Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/

    Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/

    В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/

    Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят/

3. Заключительная часть.

Капитаны подсчитывают баллы. Выявляется команда-победитель.

Рефлексия. (После игры) “Правовые лучики”.

На ватмане нарисовано солнце с лучиками. Дети вдоль лучей пишут свои ощущения и знания после игры.

Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.

Самая главная обязанность: “Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку”.

Муниципальное образовательное учреждение

Совхозная средняя общеобразовательная школа

Игра по станциям

«Мои права и обязанности»


Организаторы: активисты отряда «Земляне»

Старшая вожатая Фомина В.А.
2012-2013 учебный год
Игра по станциям
Цель.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Обучать основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию.

1. Станция «Права»

2. Станция «Обязанности»

3. Станция «Преступление и наказание»

4. Станция «Задачкино»

5. Станция «Паспортная»

6. Станция «Шуточная»

Ход игры
1. Сбор команд в актовом зале. Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Мои права и обязанности». Тема о правах взята не случайно, а потому что 20 ноября, считается международным днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря, а о своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке».

Проводиться жеребьевка команд

Внимание, ребята. Для начала проведем жеребьевку между командами. Для этого вы должны справиться с заданием. Итак, я зачитываю задание, а вы с помощью поднятия руки должны угадать пропущенное слово. Таким образом, мы распределим, по какому маршруту будет следовать команды (1 ответ – первый маршрут, 2 ответ – второй маршрут, 3 ответ – третий маршрут, 4 ответ – четвертый маршрут).

Вставьте нужные слова :

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин (1- ый маршрут)

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав (2-ой маршрут)
3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут (3- ий маршрут)
4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель (4-ый маршрут)
«Итак, мы начинаем. Прошу подойти капитанов команд для вручения маршрутных листов»

Команды занимают свои позиции
Станция «Права»
I . Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?


  1. право на жизнь ; (ч)

  2. право на бесплатное образование; (ш)

  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

  4. право на получение дополнительного образования; (ш)

  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)

  9. право на отдых; (ч)

  10. достоинство личности ; (ч)

  11. ; (ч)

  12. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

  13. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

  14. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

  15. право на неприкосновенность жилища; (ч)

  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

  17. право на выбор образовательного учреждения; (ш)

  18. право вступать в общественные организации; (ч)

  19. право пользоваться родным языком; (г)

  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

  21. право на свободу слова; (ч)

  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

  23. право на свободный труд; (ч)

  24. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

  25. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

  26. право на информацию; (ч)

  27. право частной собственности; (ч)

  28. право на предпринимательскую деятельность; (ч)

  29. право на жилище; (ч)

  30. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

II . Задание Может ли ….. (да или нет) (За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

Распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

В возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

Дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

С 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Станция «Обязанности»

Реши кроссворд


  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..

  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

  7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)

  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Станция «Преступление и наказание»
Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?


  • Грабеж, грабеж, разбой

  • Клевета

  • Похищение человека

  • Умышленное убийство

  • Изнасилование

  • Хулиганство

  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

  • Угон автотранспорта

  • Нарушение изобретательских и патентных прав

  • Захват заложников

  • Вооруженный мятеж

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

  • Неоказание помощи больному

  • Бандитизм

  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики

  • Нарушение требований пожарной безопасности

  • Незаконное изготовление оружия

  • Вандализм

  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

  • Государственная измена

  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?
Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Станция «Задачкино»
I . Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?
Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)
Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)
Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)
Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Станция «Паспортная»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Станция «Занимательная»
I . Ответить за вопросы
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

II . Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

III . Задание. Перед вами «Тарабарская грамота». Какое знаменитое изречение в ней зашифровано?
(Суров закон, но это закон)
IOJСDJRУGJJPSIZOSKQB AOSЗWRSAKDSFOН, DFFНDUYGO ЭLDSTQWRO SUTЗDGAVQKJDFOZCH

Подведение итогов игры


    • Права есть, как у взрослых, так и у детей.

    • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

    • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

    • Уважай чужие права!

ОЛЬГА ЧЕРНИЧЕНКО
Игра по станциям «Я - ребёнок… И я имею право!»

МБДОУ "Строкинский детский сад"

Методическая разработка

«Я – РЕБЁНОК… И Я ИМЕЮ ПРАВО. "

(игра по станциям)

Работу выполнила воспитатель:

Черниченко Ольга Шамсуллоевна

Интеграция областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная, продуктивная.

Цели: уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях; вовлечь в работу родителей.

Предварительная работа:

1. Каждый родитель дома со своим ребёнком беседует об именах; более подробно об имени своего ребёнка.

2. каждый родитель проводит беседу с ребёнком о доме, в котором он живёт. Составляют очень краткий рассказ, который ребёнок рассказывает на одной из станций.

3. отдельно проводится работа с родителями. Выбираются родители - помощники, которые сопровождают группы детей по станциям. Также среди родителей выбираются консультанты, которые находятся на станциях и работают с детьми в соответствии с названной темой станции (Приложение 1).

Возраст: старшая и подготовительная группа.

Действующие лица: - родители – помощники

Родители-консультанты

Воспитатель

Материалы и оборудования:

Конвенция о правах ребёнка

Шляпа для игры «Танец Шляпа»

Плакаты по правовому воспитанию (создаются во время мероприятия)

Карточки для станции: «Найди детеныша для мамы»

Свидетельство о рождении

Маршрутные листы

Материалы необходимые для оформления плакатов.

Компьютер для показа презентации

Музыкальный центр

Музыкальное сопровождение

Все дети заранее разделены на четыре команды, каждую команду сопровождает один родитель – помощник.

Планируемые результаты: дети вместе с родителями более подробно знакомятся с конвенцией о правах ребёнка; дети владеют речью и могут рассказать о своём имени и о доме, в котором живут; правильно определяют детёнышам их маму. Родители справляются с заданием по созданию плакатов по правовому воспитанию.

1. Введение в игровой момент:

Воспитатель: Сегодня у нас встреча не простая

Мы с вами эту книгу полистаем.

Ведь о правах не зря идёт молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Ребята, вы уже обратили, что вашим помощникам дали маршрутные листы, по которым будет необходимо пройти все станции и выполнить предложенные задания. Каждая команда посещает станции строго по маршрутному листу. УДАЧИ!

Обращение к оставшимся родителям.

Пока команды проходят все станции, остальные родители рисуют плакаты на темы:

Дети имеют право на медицинскую помощь

Дети имеют право на питание и еду

Дети имеют право на защиту

Дети имеют право на жизнь

2. Путешествие по станциям:

2.1. СТАНЦИЯ. «ПРАВО НА ИМЯ».

Всех по-разному зовут

Кот Мурлыка, пёс Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё … (имя).

Консультант: Когда имя даётся человеку?

(обсуждение).

Консультант: Какой документ подтверждает, что у человека есть имя?

Показывает детям Свидетельство о рождении.

Консультант: каждое имя имеет своё значение. Расскажите, пожалуйста, о своих именах.

Дети рассказывают о значении своего имени.

Консультант: взрослых людей называют полным именем, а к детям очень часто обращаются ласково. Вспомните, как вас мама называет.

Игра «Танец шляпы». Звучит музыка. Дети передают шляпу. Музыка останавливается. На ком шляпа, того ребёнка дети называют ласково.

2.2 СТАНЦИЯ "ПРАВО НА СЕМЬЮ"

Игра: «Найди детёныша для мамы». Детям предложены карточки с изображением разных животных. Задача детей правильно и быстро найти детёнышам их маму.

2.3 СТАНЦИЯ "ПРАВО НА ДОМ"

Игра «Кто, Где живёт?» консультант начинает фразу, а дети заканчивают. На каждый ответ консультант достает картинку с изображением животного и его домика.

Консультант: - медведь живёт … (в берлоге)

Собака живёт … (в будке)

Лиса живёт … (в норе)

Попугай живёт … (в клетке)

Белка живёт … (в дупле)

У всех есть свой дом. А как выглядит ваш дом?

Дети рассказывают о своём доме.

Консультант: расскажите, пожалуйста, с кем вы живёте.

Рассказ детей.

2.4. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА ОТДЫХ».

Консультант: каждый из нас имеет право на отдых. Ребята, расскажите, как вы отдыхаете с родителями, сами.

Рассказы всех желающих детей. Обсуждение как можно отдыхать. Консультант в самом конце показывает детям картинки с изображением детей и взрослых на отдыхе.

Когда все дети возвращаются, в зале уже готова выставка плакатов сделанных родителями. Родители кратко в течение 1 – 2 минут представляют свой плакат.

3. Итоги мероприятия: праздник заканчивается просмотром презентации.

Приложение к методической разработке маршрутный листы:

маршрутный лист 1

1. Станция: «Право на имя».

2. Станция: «Право на семью».

3. Станция: «Право на дом».

4. Станция: «Право на отдых».

5. Возвращение в зал.

маршрутный лист 2

1. Станция: «Право на семью».

2. Станция: «Право на дом».

3. Станция: «Право на отдых».

4. Станция: «Право на имя».

5. возвращение в зал.

маршрутный лист 3

1. Станция: «Право на дом».

2. Станция: «Право на отдых».

3. Станция: «Право на имя».

4. Станция: «Право на семью».

5. Возвращение в зал.

маршрутный лист 4.

1. Станция: «Право на отдых».

2. Станция: «Право на имя».

3. Станция: «Право на семью».

4. Станция: «Право на дом».

5. Возвращение в зал.