Интеллектуальная игра по истории "впервые в истории". Интеллектуальная игра "Патриоты Отечества" методическая разработка (8 класс) на тему Интеллектуальная игра история отечества события люди




Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». И сегодня тема нашей игры «История России XIX века»

Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества.

Россия находилась, да и находится до сих пор на границе двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу.

В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток – как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад, и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В ХIХ веке Россия встала стеной перед армией наполеона, а в ХХ столетии – перед фашисткой агрессий.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось в том, что на Руси издревле с Х века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и вою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому западу и единому мусульманскому востоку.

Более того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии.

И тогда встает вопрос - а зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государства разные народы? Вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется связь времен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков. А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить нашли потомки. Мы кое-как пожили, авось и потомки как-нибудь проживут отведенные им пять-семь десятилетий.

А вот если в истории народа есть смысл, если у народа есть цель исторического развития – тогда все встает на свои места. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков – это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжили общее тысячелетнее народное дело.

Ну, а пока сегодня нам предстоит выявить лучшего эрудита в области истории Яшкинского района. А поможет нам в этом наше экспертное жюри: _учитель истории; ____- методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества», председатель жюри____методист информационно-методического центра.

Бороться за звание Эрудита к нам приехали:

Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе вам предстоит ответить на ряд каверзных вопросов. За правильные ответы вам будут вручены «ордена умников». Три лидера, набравшие наибольшее количество орденов, выйдут во второй этап.

Всем желаю успехов. И пусть девиз нашей игры звучит так: «быть умным – это модно».

Итак, первый этап.

Вопросы 1 тура

1.Когда и при каком российском императоре был утвержден большой герб – «Герб империи»?

Ответ: (1882 г. Александр III.)

2.Какая песнь в 1833 году стала официальным гимном Российской империи?

Ответ: «Боже, царя храни!»

3.После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота?

Ответ: Парусный флот

4.1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало?

Ответ: С Османской империей, Турцией

5.Знаменитый русский полководец конца XVIII века. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи.

Ответ: Великий русский полководец - Александр Суворов.

6. Угадать событие и дату

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

И вот нашли большое поле

Есть разгуляться, где на воле

Построили редут.

Ответ: Отечественная война 1812г. Бородино

7.Какое военное звание было присвоено Александру Суворову?

Ответ: Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы

8.Как называется книга Александра Суворова, где он обобщил свой военный опыт "нападательная тактика”?

Ответ: "Наука побеждать”

9.Александр I: "Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза?

Ответ: О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомандующим русской армией после вторжения Наполеона в Россию.

10.После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот?

Ответ: Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном.

11.Кутузов: "Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец?

12. Какой знаменитый русский полководец служил под командованием Петра Александровича Румянцева?

Ответ:А. В. Суворов

13. Кому посвятил следующие строки А.С.Пушкин:

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал.

Ответ: Александр I.

14.Этот император был инициатором создания собственного национального гимна России на музыку Львова и слова Жуковского в 1833 году.

Ответ: Император Николай 1

15. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?

Ответ: Л.Н.Толстой

16.Кто написал оперу "Жизнь за царя”, мелодия из которой в 1992-2000 гг. была Государственным гимном России?

Ответ: Михаил Иванович Глинка.

17. Кто из известных русских литераторов был одновременно выдающимся дипломатом и талантливым композитором?

Ответ: Александр Сергеевич Грибоедов.

18.Какое архитектурное сооружение было возведено в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. в Москве.

Ответ: Храм Христа Спасителя.

19.Когда и где была построена первая в России железная дорога?

Ответ: В 1837 г. она соединяла Петербург, Павловск и Царское село.

20.Где и когда был открыт первый в России Ботанический сад по европейскому образцу?

Ответ: В 1812 г. в Крыму – Никитский.

21.Он в 23 года стал профессором Казанского университета, предложил неевклидову систему геометрии. Кто это?

Ответ: Николай Иванович Лобачевский.

22.Широкой русской общественности его имя стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе.

Ответ: Николай Иванович Пирогов.

23.Его роман в стихах современники называли "энциклопедией русской жизни”. Кто автор и как называется произведение?

Ответ: А.С.Пушкин "Евгений Онегин”.

24.Первую российскую экспедицию в Антарктиду возглавил адмирал…?

Ответ: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

25.В 1827г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К.П.Брюллов. Через шесть лет из Италии в Россию совершила триумфальное шествие картина…?

Ответ: Последний день Помпеи

26.Он отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. При Александре I он испытал и взлет и падение; его высоко оценивал Наполеон; Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя Орден Андрея Первозванного. Кто это?

27. Они вошли в историю как "люди сороковых годов”. Их объединяла идея о глубоком отличии России, об особом пути её развития. Главные особенности они видели в крестьянской общине и православной вере. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Кто были эти люди?

Ответ: Славянофилы.

Ответ: П.Я.Чаадаев за "Философское письмо” в котором с горьким негодованием говорил об изоляции России от новейших европейских идейных течений.

29.Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила” начинается со строк "У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находившуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое "лукоморье”?

Ответ: "Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.

30.Самый крупный город в начале ХIX века.

Ответ: Петербург.

31.О ком сказал П.Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»?

Ответ: Об Александре I.

Ответ: Фаберже.

33.Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.?

Ответ:6 месяцев.

34.Ему был поставлен памятник у храма Христа Спасителя в Москве, а историк Василий Осипович Ключевский сказал: «Наука отведет императору подобающее место не только в истории России, но и всей Европы». Его прозвали миротворцем, во время его царствования Россия не воевала ни с одной державой

Ответ: Александр III

35. Этот инженер строил первый в России нефтепровод, а по Каспию и Волге поплыли невиданные прежде суда – нефтеналивные баржи его конструкции.

Ответ: Шухов Владимир Григорьевич

36.Эта железная дорога длинною 3 километра, появилась и действовала всего за три года до открытия знаменитой царскольсельской железной дороги в Петербурге. О какой дороге идет речь?

Ответ: железная дорога Черепановых Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича

37.Этот русский художник безумно любил птиц, поэтому каждый день выходил на улицу с целым мешком корма. Птицы его узнавали и стаями слетались на обед. После своей смерти он оставил около двух миллионов рублей по завещанию для поощрения молодых художников.

Ответ: Архип Куинджи.

38.В 14-летним возрасте этот поэт внезапно превратился из богатого наследника в «человека без имени». Всю жизнь пытаясь вернуть себе прежнее имя он служил в армии офицером, чтобы выслужить себе потомственное дворянство. С большим трудом к середине жизни он вернул себе потомственное имя и жил в собственном доме в Москве.

Ответ: Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)

39.Чьи это слова "Дней Александровых прекрасное начало…”, посвященные началу правления Александра 1.

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

40.Как называлось первое тайное общество декабристов.

Ответ: "Союз спасения”

41.Как современники прозвали цензурный устав 1826 года.

Ответ: "чугунным”

42.Бабушка Николая I.

Ответ: Екатерина II

43.Кого называли "Светило русской бюрократии”.

Ответ: Михаил Михайлович Сперанский.

"О ком идет речь?”

44.Он мало царствовал, но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил.

Ответ: Николай I.

45. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым.

Ответ: Александр I

46.О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: "Я был рожден для рокового 1812 года”.

Ответ: Денис Давыдов

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений.

47.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

Ответ: Наполеон из Москвы осенью 1812 года.

48.Войска выведены на площадь. Где Трубецкой.

49.Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите

Ответ: Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года.

50.Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. Ответ: Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года.

51.Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом и уходить домой с захождением солнца. Зимой же до рассвета обмолачивать хлеб.

Ответ: О работе крепостных крестьян. Из наставления управляющему помещичьим хозяйством.

52. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. В этом поселении повивальные бабки, носилки, отхожие места – все царское.

Ответ: О военных поселениях. Из "Записок генерал – майора С.Маевского.

53.Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок то, сделав с ними условия, какие признаются лучшими, имеет представить их для рассмотрения. Ответ: Указ о вольных хлебопашцах

54.Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь. Убитые и раненные падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненных. Груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст.

Ответ: О Бородинском сражении. Воспоминания русского офицера Муравьева.

По результатам первого этапа у нас определились три лидера

мы приглашаем вас к нам. Вам на выбор предлагается три дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной вам предстоит ответить на два вопроса, но ошибиться нельзя. На желтой – три вопроса, можно ошибиться один раз. И зеленая дорожка – 4 вопроса, может быть допущено две ошибки, но вас могут обойти соперники на желтой и красной дорожках. Дорожки распределены.

Мы начинаем второй этап. Во втором этапе вам будут предложены вопросы по темам: «Российские императоры», «Николай II», «Русские ученые», «Русские писатели», «Картинные галереи», «Документ», «Великие полководцы».

Вопросы 2 тура

Великие полководцы

Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. Он считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года.

Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов

Александр I

В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Каково же было изумление Александра, когда ему сказали, что это здание существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время. Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?

Ответ: Храм Василия Блаженного.

Российские императоры

Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все, что он имел он хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение. Во время всеобщей переписи он, заполняя анкету, в графе "Профессия” написал: "Хозяин земли русской”.

Когда умер этот русский писатель, Антон Павлович Чехов сказал о нем: «Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно – русском интелегенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага. Обличать умеет каждый газетчик, но открыто презирать умел только он один. Две трети читателей не любили его, но верили ему. Никто не сомневался в искренности его презрения.» О ком речь?

Ответ: Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин.

Документ

Узнать, о чем идет речь в данном документе.

Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх. Продается свора собак и при них доезжий.

Ответ: Объявление в газете о продаже крепостных крестьян

Картинная галерея

На берегу реки под палящими лучами солнца – 11 человек. Они медленно движутся, усталые и измученные. Их ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце немилосердно палит головы, а они шаг за шагом тянут свою лямку. Бесконечно длинна река, бесконечен и тяжел их путь. В лицах одних покорность судьбе и смирение, других – протест и озлобление, третьи – невозмутимы…

Ответ: Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге»

Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что он сидел, всего какое –то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника окованный железом посох. Страшен главный герой. Это деспот, тиран. В своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, преступил их: он не перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляют никакой цены.

Интеллектуальная викторина по истории «Своя игра»

Среди учащихся 8 классов.

Для участия в викторине требуется от каждого класса команда в составе 5 человек. В викторине будут представлены 5 категорий: «История школы», «История родного города», «Великая Отечественная война», «Великие люди Сибири». Вопросы каждой категории оценивается от 10 до 100 баллов.

Правила викторины:

1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.

2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.

3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.

4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.

5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

«История школы»

1.Когда начала функционировать наша школа? (назовите дату) 1997г

2.Коллективы учащихся и учителей каких школ соединились в единый коллектив школы №2? 2,4,3 школы

3.Кто был первым директором нашей школы? Селезнев Евгений Сергеевич

4.Назовите традиции нашей школы?

5.Сколько всего выпусков было за время функционирования нашей школы? 18-19?

«Великая Отечественная война»

    Когда началась Великая Отечественная война назовите точную дату и время? (22 июня 1941 года 4 часа утра)

    Кто руководил обороной Москвы в 1941 году? (Георгий Константинович Жуков)

    Рядовой красноармеец, закрывший своим телом амбразуру грота в бою у деревни Чернушки? (Александр Матросов)

    Как называется главный монумент посвященный ВОВ в городе Волгограде? («Родина-мать зовёт»)

«История России»

    Назовите дату крещения Руси, при каком князе было проведено данное мероприятие?

    Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?(Олег Вещий.)

    Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.(Софья.)

    Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?(Пётр I, в 1700 году.)

    В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция? (Потсдамская конференция, близ Берлина.)

«Великие люди Сибири»

    Крестьянин села Покровское Тобольской губернии, приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II? Распутин Г.Е

    Советский военачальник, дважды Герой Советского Союза , командир 78-й стрелковой дивизии, остановившей в ноябре 1941 года наступление немцев на Москву. (Афана́сий Павла́нтьевич Белоборо́дов)

    Один из предводителей декабристского восстания, после восстания в декабре 1825 года, был сослан в Сибирь, дом – усадьба где жил этот человек сохранилась до наших дней в г.Иркутске и функционирует как музей(Трубецкой С.П)

    Русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I , в 1819-1821 был губернатором Иркутской губернии.(Сперанский М.М)

    Российский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. В истории расширения российских владений в Сибири сыграл важную роль, присоединив территории близ реки Амур. Муравьев-Амурский Н.Н

«История родного города»

1. Как расшифровывается слово «Тайшет»?(холодная река)

2. В связи, с чем возник Тайшет? (постройка железной дороги)

3.Расшифруйте слово БАМ. Какое отношение БАМ имеет к Тайшету?

БАМ - Байкало – Амурская магистраль. С Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете).

4. Сколько тайшетцев получили звание героя Великой Отечественной войны? 8

5. Назовите улицы и микрорайоны, которые названы в честь воинов – героев Великой Отечественной войны.

Микрорайон (улица):

    Мясникова,

    Гастелло,

    Матросова,

    Пахотищева,

    Андреева,

    Капустина.

    Зои Космодемьянской

Интеллектуальная игра «Исторические портреты. Эпоха Смутного времени». Конспект


3. Теперь делим каждый двойной лист пополам: на одного учащегося – по одному листу.


4. По длине каждого листа делаем 7 отметок. Расстояние между отметками – 5 клеток.


5. Разрезаем тетрадный лист на 8 полосок-листочков (одна полоска получается лишней, ее откладываем в сторону).


6. Для класса, состоящего из 20 учащихся, надо изготовить всего 140 листочков. В начале игры раздаем эти листочки учащимся (по 7 штук каждому) и просим их подписать полоски так, как это показано ниже: слева пишется фамилия учащегося, ставится косая линия, а пространство справа остается чистым – оно предназначено для записи ответа.


7. Во время игры учащиеся придвигают к себе по одному листочку и после прочтения подсказки (первой, второй или третьей) записывают ответ (имя исторической личности) в правой части полоски.


8. Записав ответ, учащийся быстро сгибает листочек пополам (чернилами внутрь) и поднимает руку, чтобы передать ответ учителю.


9. В целях избегания путаницы при оценивании ответов, сделанных после разных подсказок, рекомендую учителям группировать листочки по трем стопкам: первая стопка – ответы, сделанные после первой подсказки (3 балла), вторая стопка – ответы, сделанные после второй подсказки (2 балла), третья стопка – ответы, сделанные после третьей подсказки (1 балл). Неправильные ответы в любой из стопок оцениваются в 0 баллов.


Надеюсь, я смог доходчиво объяснить принципы и особенности игрового процесса. А теперь, собственно, портретные подсказки – 7 исторических деятелей эпохи Смутного времени.
Исторические портреты
Портрет первый: Борис Годунов
1. Он происходил из старого боярского рода. При Иване Грозном служил опричником, женился на дочери Малюты Скуратова, а свою сестру выдал замуж за одного из сыновей царя.
2. При его непосредственном участии в 1589 году был избран первый русский патриарх, развернулось строительство крепостей и монастырей, был сооружен первый водопровод.
3. После пресечения династии Рюриковичей он в 1598 году был избран Земским собором на царство. Семь лет спустя он неожиданно для всех умер, его сын Федор убит, а в России началось правление самозванцев.
Портрет второй: Прокопий Ляпунов
1. Он происходил из старого дворянского рода. Борис Годунов не доверял ему и, как оказалось, совсем не случайно. Сразу после смерти царя он перешел со своим отрядом на службу к Лжедмитрию I, а после убийства последнего примкнул к движению Болотникова.
2. Испугавшись растущей мощи народного движения, он предал Болотникова и перешел на службу к Василию Шуйскому, которого прежде считал царем «без воли всей земли». Но и ему он служил недолго. В 1610 году он участвовал в свержении Василия Шуйского.
3. Какой бы сложной и противоречивой личностью он ни был, в отечественной истории он остался, прежде всего, как организатор и руководитель Первого (Рязанского) ополчения, созданного для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Портрет третий: Федор Мстиславский
1. Он принадлежал к старинному княжескому роду, став его последним представителем. Участвовал в многочисленных военных походах. В 1604 году возглавлял войско в борьбе с Лжедмитрием I
2. Являясь членом Боярской думы на протяжении многих лет, он был не только самым знатным ее представителем, но и получал самое большое жалованье в русском государстве – 1200 рублей в год.
3. Три раза он отказывался от выдвижения на царский трон (1598, 1606, 1610). После свержения Василия Шуйского возглавил «Семибоярщину» и предложил польскому королевичу Владиславу стать русским царем.
Портрет четвертый: Иван Сусанин
1. Он был человеком самого простого звания. О жизни его почти ничего не известно, даже отчество его мы не знаем. Родился он в деревне Деревнище (другое название Деревенька), а жил в находившемся неподалеку селе Домнино Костромского уезда.
2. По одним данным он был обычным крепостным дворян Шестовых, по другим – являлся вотчинным старостой в селе Домнино, благодаря чему пользовался уважением среди крестьян и прекрасно знал окрестные места.
3. В литературе встречается несколько версий, описывающих его подвиг. Согласно самой распространенной из них, зимой 1613 года он был взят в качестве проводника польским отрядом, направлявшимся в село Домино – местопребывание юного царя Михаила Федоровича, которого интервенты хотели взять в плен. Согласившись показать дорогу до села, староста завел поляков в непроходимое болото, где погиб сам, но и погубил непрошеных гостей.
Портрет пятый: Кузьма Минин
1. Его точное происхождение до сих пор неизвестно. Предположительно он был сыном солеварщика. С ранних лет он привык трудиться и достаточно рано обзавелся собственным делом. В 1611 году он был избран земским старостой.
2. После неудачи Первого ополчения он обратился к жителям Нижнего Новгорода со знаменитым призывом «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» В короткие сроки были собраны большие средства, которые были потрачены на организацию нового ополчения.
3. Во Втором ополчении он ведал сбором денег, обеспечением войска и всеми хозяйственными вопросами. Военным руководителям ополчения по его совету был выбран князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ним он и остался в памяти народной как организатор освобождения Москвы.
Портрет шестой: Патриарх Гермоген
1. Он родился в один год с Иваном Грозным – в 1530 году и события Смутного времени встретил уже глубоким стариком. В царствование Лжедмитрия I он был приближен ко двору, но из-за несовпадения взглядов с царем вскоре был отправлен в ссылку.
2. После свержения самозванца, царь Василий Шуйский призвал его в Москву. В 1606 году произошло самое важное событие в его жизни, благодаря которому он получил большое влияние на народ. Являясь приверженцем Василия Шуйского, он проклял всех участников крестьянского восстания Болотникова и объявил их еретиками.
3. После свержения Василия Шуйского он пытался организовать выборы нового русского царя, но, потерпев неудачу, согласился признать монархом польского королевича Владислава при условии, что последний примет православную веру. За отказ от сотрудничества с поляками, он был заключен в Чудов монастырь, где и умер от голода.
Портрет седьмой: Лжедмитрий II
1. Его настоящее имя неизвестно. Происхождение окутано тайной. По одним сведениям он был поповским сыном Матвеем Веревкиным, по другим – сыном стародубского стрельца. Третьи утверждали, что он сын еврея из города Шклова, а четвертые, что сын князя Курбского. Но настоящих доказательств в пользу той или иной версии не существует.
2. Появившись из ниоткуда, он очень быстро собрал большое войско, состоящее из польских отрядов и казаков, служилых людей и остатков болотниковского войска. Ему стали присягать на верность русские города. Летом 1608 года он подошел к Москве.
3. В историю он вошел под именем «тушинский вор»: в честь подмосковного села Тушино, где обосновалось его войско. Однако овладеть Москвой это разношерстное полчище так и не смогло. Спустя два года русско-шведское войско заставило отступить «тушинцев», а спустя еще несколько месяцев был убит сам «тушинский вор», настоящее имя которого так и осталось неизвестным.
ПС. Я планирую подготовить конспекты игры "Исторические портреты" по всему курсу российской истории за 7 класс. За темой "Эпоха Смутного времени" последуют "Бунташный век", "Эпоха петровских реформ", "Эпоха дворцовых переворотов".

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры "Колесо истории". Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить - значить жить.В пути их сопровождает архивариус.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной.
Цветов наших ярче и крепче народ,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!
Он вынес нашествия полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков,
Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.

Итак, в путь!

Задание 1

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины. С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.

  1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
  2. Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
  3. Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов

Задание 2

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов

Задание 3

Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.

Солдат спит, а …. (служба идет)

Щи да каша – …. (пища наша)

Дыма… (без огня не бывает)

Пуля – дура, … (штык молодец)

Сам погибай, а… (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?

Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4

Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы. Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий. В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

  • Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
  • Три богатыря (В.Васнецов)
  • Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
  • Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
  • Оборона Севастополя (А. Дейнека)
  • Победа (П. Кривоногов)

Задание 5

Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

  1. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго,
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За Родину свою!
  2. Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
  3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба

Задание 6

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6 . Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос

  1. Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником. Что защищали участники это сражения?
  2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
  3. Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы. А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

  1. Где проходила дорога жизни?
  2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
  3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

  1. Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
  2. Какая песня стала гимном ВОВ?
  3. Назовите города-герои.

Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7

(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом. В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу. Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7 . Отгадать названия песен

  • Москвичи
  • В землянке
  • Темная ночь
  • Журавли
  • Священная война
  • Катюша

Задание 8

Ведущий:

Много разных памятников есть,
Множество цветов на пьедесталах,
Сколько бы цветов сюда не несть –
По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8 . По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям. Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина. Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Архивариус: памятник «Алеша»

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Впервые в истории»

Общешкольное мероприятие по истории

Дорогие друзья!

Любой человек при изучении истории рано или поздно примечает одну из особенностей исторического развития, которую еще в древности описал Екклесиаст:

"Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". История любит повторения. На этом извечном принципе во многом и основывается ее изучение. Тем интереснее бывает обратиться и к другому не менее древнему свойству истории – случаться на ее памяти впервые. Изобретения и научные открытия, религиозные учения и полеты в космос зачастую расскажут о том или ином времени ярче и правдивее, чем иные документы. На этом свойстве исторических событий и построена дидактическая игра "Впервые в истории", которая проводится для учащихся старших классов средних учебных заведений в рамках общешкольных мероприятий – исторических игр, праздников к тем или иным памятным датам, олимпиад по истории и т. п.

Игра проводится как путешествие по музею истории, каждый зал которого посвящен одной из исторических эпох. Предлагаемые материалы постера предназначены для проведения игры. Представленные правила и игровые задания могут быть дополнены или изменены, исходя из специфики преподавания обществоведческих дисциплин в учебном учреждении или особенностей проводимого мероприятия.

Правила игры

В игре принимают участие 2 – 3 команды , составленные из учащихся 7 – 10 классов , любителей и знатоков истории (по 7 – 10 человек в каждой), а также группы поддержки команд (до 10 учащихся).

Игра проводится в пяти "залах" (классах), оформленных как музей истории при помощи репродукций картин, фотографий, портретов исторических деятелей, творческих работ детей и т. п.

"Экскурсию по музею" команды начинают с зала "Занимательная история" , где разыгрывают между собой право первого хода и соревнуются в умении решать занимательные исторические загадки и головоломки.

По ходу игры экскурсии команды проходят залы "Древний мир", "Средневековье", "Новое время", "Новейшее время", в каждом из которых отвечают на вопросы, связанные с определенной исторической эпохой. В этих залах участников игры сопровождают "гид" (ведущий), 3 – 4 члена жюри, а также группы поддержки команд.

Тема вопросов – события, произошедшие в истории впервые, и действующие лица этих событий.

Ответы команд оцениваются в баллах – в зависимости от сложности задания. Команда по ходу игры имеет право назначать и заменять отвечающих на вопрос, но так, чтобы в игре приняли участие все члены команды. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

В случае достижения командами одинаковых результатов (равного количества набранных баллов), между ними проводится дополнительное состязание, по результату которого определяется победитель.

По окончании игры ее участники собираются в зале «Занимательная история» , где жюри подводит итоги и награждает победителей.

Победители определяются не только в командном, но и в личном первенстве – например, за наибольшее число правильных ответов среди всех участников (1, 2, 3 места), за разносторонние знания (эрудицию) и др.

ЗАЛ"ЗАНИМАТЕЛЬ_

НАЯ ЗАЛ "Занимательная история"

В этом зале команды участвуют одновременно. В начале игры разыгрывается право первого хода: команда участница, первой ответившая на вопрос о содержимом черного ящика, начинает игру. Выносится черный ящик.

То, что лежит в этом ящике, издавна являлось неотъемлемым предметом быта в эпоху Нового времени. О нем сложена загадка – "Тело белое, душа льняная, маковка золотая". (Свеча)

Игровое поле представляет собой девять квадратов, в каждом из которых находятся

занимательные задания по истории.

"Исторические пятнашки"

"Народная мудрость"

"Исторический зоосад"

"Черный ящик"

"Ассоциации"

ЖЗЛ

"Крестословица"

"Историческая мозаика"

Кубом покати

Команда, получившая право первого хода, выбирает любой квадрат (задание) и в случае правильного ответа выбирает следующий квадрат. Игра строится по принципу игры в "крестики-нолики". Команда, решившая задание в одном из квадратов, закрывает его своим знаком.

Цель – ответить на вопросы в трех квадратах. В случае, если команда затрудняется с ответом или дает неправильный, неполный ответ, право хода переходит следующей команде.

За каждый правильный ответ команды получают зачетные очки.

Команды, решившие три конкурсных задания, получают маршрутный лист и продолжают игру в других залах "музея"

"Черный ящик"

Выносится черный ящик и объявляется задание:

В этом ящике находится природное вещество, знакомое людям с глубокой древности. Это же вещество содержится и в метеоритах, падающих на землю. Поэтому многие древние народы называли его "Небесным камнем". А еще это слово в переводе обозначает "рыжий". Что это за вещество? Оценка конкурса – 3 балла . (Железная руда)

"Народная мудрость"

Команде предлагается конверт с заданием, в котором находится одна из известных русских

пословиц или поговорок. Средствами пантомимы члены команды должны выразить эту пословицу. На подготовку отводится пять минут. Выполнение задания оценивается по 5_балльной системе.

Задание:

1. "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"

2. "Сытый голодного не разумеет"

3. "Не красна изба углами, а красна пирогами"

"Ассоциации"

Команда получает задание выбрать одну из трех карточек с названием города:

1. Рим

2. Константинополь

3. Париж

Необходимо в течение 1 минуты назвать все, что ассоциируется с этим городом (исторические

события и памятные даты, знаменитых людей, памятники архитектуры, литературные произведения с упоминанием о городе, научные достижения и т. п.).

Максимальная оценка конкурса – 5 баллов .

"Историческая мозаика"

Команде демонстрируется, начиная с небольшого фрагмента (например, 1/8 или 1/4 часть), одна из известных картин на историческую тему. Если участники не могут отгадать ее название,

фрагмент увеличивается (удваивается). Чем быстрее узнает команда название картины, тем больше баллов она получит:

один фрагмент картины – 4 балла ;

два фрагмента – 3 балла ;

три фрагмента – 2 балла ;

четыре фрагмента (полное изображение картины) – 1 балл .

Команда может заработать дополнительные баллы (плюс 2 балла ), если не только определит название картины, но и расскажет, кто художник, какое историческое событие изображено

на картине и когда оно происходило. В качестве задания предлагаются фрагменты картин:

1. В. Суриков. "Утро стрелецкой казни".

2. К. Брюллов. "Последний день Помпеи".

3. Э. Делакруа. "Свобода, ведущая народ на баррикады 28 июля 1830 года".

"Жизнь замечательных людей"

Команды по приведенному описанию в течение 1 минуты должны определить, о каком

историческом деятеле идет речь.

Максимальная оценка задания – 3 балла .

1 . Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо заявив ему: "Отойди, не

трогай моих чертежей!"? (Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт,

гигантских кранов, защитник Сиракуз)

2 . Эта женщина княжила не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстила за гибель близкого человека.

Именно она первой из правителей в России: провела налоговую реформу, установив размеры

дани и места ее сборов; приняла крещение в Византии. О каком человеке идет речь?

(Княгиня Ольга)

3. Этот человек получил хорошее военное образование, но не имел опыта ни в военных, ни

в государственных делах. У него было два старших брата, и при нормальном ходе событий он не

должен был царствовать, поэтому свое воцарение на престоле воспринял как знак судьбы.

При нем на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: "Русские дворяне служат государству, а немецкие – мне". Н.А. Добролюбов писал о нем: "Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности". Кто был этот человек? (Император Николай I Павлович)

"Исторический зоосад"

Команде выдается лист, на котором собраны изображения зверей и птиц, "вошедших в историю":

волчицы , гусей , слона , льва , быка , орла . Ведущий засекает время (например, 5 минут),

в течение которого участники этой игры отвечают (письменно): Чем знаменито то или иное животное, в истории какого народа оно сыгралоисторическую роль? За каждый правильный ответ команда получает 1 балл .

Ответы:

Волчица ("капитолийская"). Статуя ее установлена в Риме, в Капитолии, за то, что по легенде она

выкормила братьев-близнецов, основателей Рима (753 год до н. э.) – Рема и Ромула.

Гуси . Есть крылатое выражение: "Гуси Рим спасли", связанное с преданием о том, как гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 году до н. э.

Слоны . Использовались в войнах карфагенским царем Ганнибалом и особенно прославились

в походе 218 года до н. э.

Лев . Почитаем в Индии с древнейших времен. Четыре льва венчают каменную колонну III века до н. э. – символ могущества и безопасности государства (они бдительно смотрят во все стороны света). В наши дни это изображение является гербом Индии.

Бык . Финикийская царевна Европа поразила своей красотой Зевса. Пленившись ею, Громовержец, чтобы скрыть свое увлечение от ревнивой Геры, превратился в быка и доставил царевну Европу на своей спине через море на остров Крит.

Орел . Священная птица Зевса – знак царственности. Громадный страшный орел по приказу Зевса долгие века ежедневно прилетал к прикованному Прометею, рвал клювом и когтями печень титана, пока не был сражен стрелой Геракла.

"Исторические пятнашки"

Команда получает задание перечислить исторические даты, которые записаны в 16 клетках

игрового поля, в хронологическом порядке. Каждой дате соответствует известное событие

отечественной истории. Его необходимо назвать, показывая на поле дату, после чего можно будет

перейти к следующей по хронологии дате. Задача команды – указать как можно больше дат

и исторических событий. Максимальная оценка задания – 5 баллов .

Ответы:

988 год – Крещение Руси

1147 год – Первое летописное упоминание о Москве

1223 год – Битва на Калке

1237 год – Нашествие Батыя на Русь

1242 год – Ледовое побоище

1380 год – Куликовская битва

1480 год – Свержение ордынского ига

1549 год – Первый земский собор

1612 год – Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского

1649 год – Принятие "Соборного уложения"

1703 год – Основание Петербурга

1709 год – Полтавская битва

1799 год – Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

1812 год – Отечественная война

1825 год – Восстание декабристов

1861 год – Отмена крепостного права в России

"Крестословица"

Командам раздаются листы в клетку, на которых они записывают слова на заданную

историческую тему. Первое слово (не менее пяти букв, каждая буква в отдельной клетке) записывается одним из членов команды в середине листа по горизонтали. Затем остальные участники команды по очереди пишут слова на эту же тему с таким расчетом, чтобы при записи

по вертикали и горизонтали добиться наибольшего числа пересечений с предыдущими словами (по типу кроссворда).

Время на выполнение задания – 7 – 10 минут. Очки начисляются по числу пересечений

(общих букв) в записанных словах.

Пример. Предположим, выбрана тема "Древняя Греция". Первый участник записывает по горизонтали слово "Антигона". Второй пишет по вертикали слово "трирема", записывая одно очко, так как у этих слов получилось одно пересечение (буква "и"). Следующий участник записывает по вертикали слово "сфинкс" и ставит одно очко (пересечение – буква "н").

Четвертый участник пишет по горизонтали слово "Ксеркс", прибавляя два очка (за два пересечения), и т. д.

ЗАЛ "ДРЕВНИЙ МИР" (с древнейших времен до V века н. э.)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Древняя история".

3 балла .

1 баллу .

Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Назовите первый металл, который человек использовал для изготовления орудий труда. (Медь)

2. Назовите самый древний в мире музыкальный инструмент. Он был найден на территории

нашей страны при раскопках в Хакасии. Его возраст около 34 тысяч лет. (Свирель)

3. Где впервые были проведены спортивные состязания, названные Олимпийскими играми?

(Греция)

4. Как назывались первые водопроводы – арочные мосты, сооружавшиеся древними римлянами

для пропуска воды над глубокими оврагами, долинами, реками и др. препятствиями?

(Акведуки)

5. Назовите первое в истории оружие, обладающее прицельным качеством. (Лук)

6. Назовите древнейший тип человека, имеющий в своем облике многие черты обезьяны.

(Питекантроп, в переводе с греческого – обезьяночеловек)

7. Компас, который и в наше время используют для ориентации на местности, был изобретен

в глубокой древности . Назовите страну, где был изобретен этот прибор. (Китай)

8. Назовите древнее государство, где изобрели календарь, в котором продолжительность года

впервые была определена в 365 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев. (Египет)

9. В какой стране впервые изобрели десятерично-позиционную систему счета, в дальнейшем

получившую распространение во всем мире? (Индия)

10. В каком государстве ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло? Они

смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав. Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала. (Финикия)

11. Какие самые первые , изобретенные еще в глубокой древности, средства передвижения

существуют и поныне? (Лодка, лыжи, телега)

12. Что называют первым крупным разделением труда в истории? (Разделение скотоводства и земледелия)

ЗАЛ "СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" (VI – XVI века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Средневековье".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу 30 секунд.

1. Назовите первое в России правительственное учреждение, ведавшее сношениями

с иностранными государствами.

(Посольский приказ, основанный в 1549 году. Его возглавил дьяк И.М. Висковатый)

2. В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше , чем

в Западной Европе. Учрежденные полки были одеты в длиннополые кафтаны и отороченные

мехом шапки. Когда появились первые полки в России, и какое название они носили?

(В середине XVI века, это были стрелецкие полки)

3. Сейчас трудно представить человека, который не имел бы фамилии. А когда появились первые

русские фамилии? (В XVI веке)

4. Кто из известных ученых первым наблюдал звездное небо в телескоп и сделал ряд открытий, подтвердивших учение Коперника? Этот ученый при помощи телескопа обнаружил большое число звезд, подтвердив таким образом догадку Джордано Бруно, что звезд-солнц бесчисленное множество, а Вселенная бесконечна. (Галилео Галилей)

5. Где и когда появились первые башенные часы в России, которые долгое время оставались

единственными башенными часами на Руси? (На Спасской башне в 1404 году, часы были созданы механиком-самоучкой, монахом Лазарем Сербиным)

6. Когда в России была открыта первая аптека? (В 1581 году, при Иване Грозном)

7. Назовите имя первого европейца, положившего начало освоению Сибири и ее освобождению

от татарского владычества. (Русский казак Ермак Тимофеевич)

8. Назовите основателя первого монашеского ордена, созданного в XI – XII веках для укрепления авторитета церкви и восстановления монашеских идеалов. (Франциск Ассизский)

9. Когда впервые на Руси появились школы? (В конце X века)

10. Когда на Руси впервые применили огнестрельное оружие, и как оно называлось?

(При защите Москвы от войск хана Тохтамыша. Пушки были установлены на стенах Кремля и стреляли камнями и мелко нарубленным железом)

11. Назовите самый первый морской порт нашей страны.

(Архангельск, первоначальные постройки относятся к XVI веку)

12. Что являлось самыми древними наградами на Руси? ("Золотые гривны" – самый первый знак

воинской доблести. Дружинники носили их на шее как почетную награду)

ЗАЛ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (XVII – XIX века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новое время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Известно, что история русского флага началась в XVII веке. А когда впервые на судах Военно-

морского флота России взвился Андреевский флаг? (В конце XVII века)

2. Назовите первую женщину-офицера в России. Она родилась в семье командира эскадрона

гусарского полка, расквартированного неподалеку от Херсона. Ординарец отца Ахметов научил девочку скакать на коне, стрелять, владеть саблей. В 1806 году она сбежала из родительского дома, переоделась в мужскую одежду и под вымышленной фамилией Соколов поступила добровольцем в Литовский уланский полк. Участвовала в сражениях в Пруссии; под Бородино ее

контузило. Отдав армии в общей сложности 10 лет, она закончила службу в звании штаб ротмистра. Оставила после себя знаменитые "Записки кавалерист-девицы". (Надежда Дурова)

3. Какой город является местом рождения русского флота? Когда и в связи с чем это

событие произошло? (Воронеж. В 1696 году Петр I распорядился соорудить здесь верфь, на которой был построен Азовский флот, обеспечивший успех Азовских походов Петра)

4. Он не только основал первый профессиональный публичный театр, но и был его архитектором,

декоратором, капельмейстером, автором и переводчиком пьес и, наконец, директором.

В настоящее время этот театр носит имя своего основателя. Кто он? (Федор Григорьевич Волков)

5. Известный русский зодчий второй половины XVIII века построил в Москве частный дом,

в котором в 1861 году была размещена первая в Москве публичная библиотека. Назовите,

что это за дом, как звали зодчего? (Дом Пашкова; архитектор В.И. Баженов)

6. В каком городе в январе 1883 года была открыта первая в России городская почта?

(В Петербурге)

7. Где и когда было создано первое в истории человечества правительство диктатуры

пролетариата? (Во Франции в 1871 году восставшие рабочие создали Парижскую Коммуну)

8. 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом в воздух поднялся первый в мире

самолет. Этот полет состоялся на 21 год раньше полета самолета братьев Райт. Назовите

конструктора первого в мире самолета . (Александр Федорович Можайский)

9. Назовите русского монарха, впервые в истории избранного народом на царство.

(Борис Годунов)

10. Кому первому в России была сделана прививка от оспы, в то время когда страшная болезнь

безжалостно косила население страны? (12 октября 1768 года Екатерина II одна из первых в России согласилась сделать прививку от оспы себе и наследнику престола Павлу I)

11. Когда было открыто первое высшее учебное заведение в Москве и как оно называлось?

(Славяно-греко-латинская академия была открыта в XVII веке по инициативе Симеона Полоцкого)

12. Когда впервые в России была введена всеобщая воинская повинность? В Высочайшем

Манифесте по этому поводу говорилось: "Защита престола и Отечества есть священная

обязанность каждого русского подданного…". (В 1874 году, при Александре II)

ЗАЛ "НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ" (с XX века по настоящее время)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новейшее время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд.

1. Впервые спортсмены России приняли участие в Олимпийских играх в 1908 году. Делегация

состояла из восьми человек: двух легкоатлетов, одного велосипедиста, четырех борцов и одного

фигуриста. Где проходили эти игры? (В Лондоне)

2. Кто из отечественных кинематографистов первым получил один из главных призов Американской академии киноискусств – Золотую статуэтку "Оскар"? Как назывался этот "лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США"? (Кинорежиссер С. Бондарчук, киноэпопея "Война и мир")

3. Назовите первого российского лауреата Нобелевской премии, создателя учения

о высшей нервной деятельности, получившего эту премию за "Классический трактат по

физиологии кровообращения и пищеварения". (В 1904 году, Иван Петрович Павлов)

4. Нынешние российские парламентарии лишь повторили опыт своих предшественников:

первый опыт голосования при помощи кнопки стал возможен благодаря русскому инженеру

П.М. Аваеву, который изобрел электрический прибор для голосования. Когда появилось это

изобретение и где впервые было использовано? (В1905 году, его использовали при голосовании

в I Государственной думе)

5. Кого называют "отцом" водородной бомбы, первым в мире создавшим это термоядерное

оружие? (Академика А.Д. Сахарова. Термоядерная бомба была впервые испытана в августе 1953 года)

6. Как называлась первая в России легальная политическая партия, и когда она была создана?

(Конституционные демократы (кадеты); учредительный съезд этой партии собрался

в Москве в октябре 1905 года)

7. 18 июня 1937 года весь мир облетела весть о советских летчиках, совершивших впервые

в мире перелет по маршруту Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс. Назовите имена

этих отважных летчиков. (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков)

8. Кому при Советской власти первому был поставлен памятник, торжественно открытый

в Петрограде 22 сентября 1918 года?

(Русскому писателю А.Н. Радищеву. Поскольку памятник был сделан из дерева, до наших дней

он не сохранился)

9. Когда была создана первая в мире научная станция на Северном полюсе?

(В 1937 году, это была советская станция СП-1)

10. Назовите изобретателя, спроектировавшего в 1911 году первый в мире танк. Известно, что

он был сыном великого русского ученого-химика, а также то, что практическому осуществлению этого проекта помешали императорские чиновники. Танк впервые был применен английскими войсками во время Первой мировой войны, а первый советский танк был построен в 1920 году.

(В.Д. Менделеев, сын русского ученого-химика Д.И. Менделеева)

11. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?

(5 августа 1943 года)

12. Назовите первое живое существо, облетевшее Луну на советском космическом корабле. Это

произошло 21 сентября 1968 года (еще до американцев).

(Среднеазиатская черепашка, она благополучно вернулась домой)