Ментальные карты по экологии. Ментальные карты меняют жизнь! Или нет? Чья это программа? Откуда разработчики




“Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

Что такое ментальная карта?

Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

В чем отличия от обычных записей?
“Ясность дает фокус”

Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

  • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?

Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Сейчас практически каждому известно выражение «бизнес-тренинг». Их применяют повсеместно в крупных компаниях и небольших фирмах. Как правило, с их помощью пытаются как можно эффективнее организовать работу всего персонала. Придумали их не так давно, но именно с помощью метода визуализации тренинги стали намного результативнее. Ментальная карта - это наилучший способ обозначить цель и средства. Она значительно облегчает детализирование и организацию всех элементов.

История создания

Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления. Конечно же, он не стал первопроходцем в визуализации поставленных целей и приемов их достижения. С помощью специальных диаграмм и графических рисунков Япония в 70-е годы смогла практически осуществить революцию в экономике. Но именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления. Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

Тони смог эффективно объединить психологию, нейролингвистику, мнемонику и способность к скорочтению, а также множество научных теорий и методов для развития и усовершенствования творческого мышления. Например, при конспектировании он ввел всего два цвета в графику, и запоминать их стало намного легче, а также интереснее. Совместно с братом Бьюзен смог собрать по кусочкам и выстроить в стройную теорию все научные наработки. Так и появились современные интеллект-карты.

Сферы использования разработанной программы

Метод ментальных карт нашел свое практическое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Майндмэппинг будет полезен руководителю, сотрудникам любой компании, преподавателям, журналистам и т. д. Кроме того, его можно использовать и в повседневной жизни для решения различных бытовых и организационных проблем.

Наиболее подходящей эта методика будет для развития собственных творческих способностей и самоанализа. Это позволит обнаружить и побороть все недостатки, а также выделить направления для дальнейшего развития и совершенствования.

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

  • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
  • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
  • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
  • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
  • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
  • принятие решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы).

Эффективность интеллект-карт

Использование этой методики позволяет увидеть многие скрытые ранее вещи и нюансы. При этом открываются новые творческие возможности, задействуется Все это помогает решать неразрешимые проблемы и находить изящный выход из самых запутанных ситуаций.

Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное "Я". При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели.

Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга.

Основные правила создания ментальных карт

У каждого метода есть свои принципы функционирования и порядок работы. Вот и составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил сам Тони Бьюзен:

  1. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
  2. Все слова должны быть написаны большими буквами.
  3. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
  4. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
  5. Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
  6. Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
  7. Не нужно пытаться ограничить собственное мышление. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

Некоторые особенности построения эффективных ментальных карт

Также в процессе создания и использования интеллектуальной карты есть еще несколько особенностей, требующих озвучивания и выделения:

  • Для визуализации целей и задач понадобится лист стандартного формата А4. Тогда ментальная карта будет хорошо восприниматься и вместит всю интересующую информацию.
  • Ключи должны располагаться прямо над линиями. Это способствует наглядности.
  • Использовать нужно печатные буквы.
  • Длина нарисованной ветки должна соответствовать ключу.

Ментальная карта: как составить

Создать mind card достаточно просто. Ведь это своего рода древовидная диаграмма, где центральная ветка представляет основную идею.

Для начала должна быть определена основная мысль. Затем потребуется чистый лист бумаги формата А4. На нем легко поместится вся ментальная карта. Как составить древо, подскажет подсознание. В середине должна быть основная идея, а от нее идут логически взаимосвязанные ответвления. Чтобы правильно нарисовать карту, достаточно следовать простым правилам, изложенным самим Тони Бьюзеном. Кроме того, ментальная карта может быть дополнена многочисленными заметками, чтобы не упустить ничего важного.

Как известно, большую часть жизни мы чему-либо учимся: в школе, в профильном институте, на работе и даже дома. Но запоминать и, главное, практически применять полученные знания могут не все. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяют учиться и запоминать информацию полноценно. Одним из решений подобных проблем можно назвать ментальные карты в образовании. Этот способ применялся еще на заре разработки теории Тони Бьюзена и показал ошеломляющие результаты.

Прежде всего метод пригодится в создании простых и запоминающихся конспектов, визуализации лекций, написании курсовых и рефератов и т. д. Одним из ярчайших примеров применения интеллект-карт в международном образовании признан Cisco CCNA Exploration. Суть этой программы заключается в том, что академия поделила всю работу на несколько частей, глав и подглав. При этом каждый элемент обучения подается в виде ментальной карты, выделенной определенным цветом. Это значительно упростило подачу и запоминание информации, а также вдвое сократило время на преподавание теории. Легкие и понятные курсы пользуются особой популярностью у студентов и преподавателей.

Программы для создания различных ментальных карт

Мы все-таки живем в век высоких и продвинутых технологий. Сейчас можно использовать не только собственную креативность и творчество, но и специальные шаблоны и компьютерные утилиты. Существуют также специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, при этом программки бывают платными и бесплатными, сложными и простыми. Это дает право самостоятельно выбрать помощника. Популярнейшие из них:


Ошибки при построении mind card

Когда впервые что-то делаешь самостоятельно, не исключены небольшие помарки и просчеты. Это же утверждение относится и к построению Чтобы их избежать, нужно изучить самые распространенные ошибки, возникающие при работе:

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).

Количество информации в современном мире постоянно растет, но способы обращения с ней остаются прежними и уже малоэффективными. То, что было адекватным для использования нашими предками, современным людям не поможет справиться с имеющимися объемами и интенсивностью информационных потоков.

Применение диаграмм, списков, таблиц и текстов отличается некоторыми недостатками, хотя и проверено временем. Во-первых, если объем информации большой, то записать, запомнить, а потом и воспроизвести его становится довольно сложно. Во-вторых, трудным является процесс выделения ключевых идей. В-третьих, время используется в таком случае нерационально. Ну, и, в-четвертых, представленные способы ограничивают применение креативного подхода и генерацию новых идей при решении задачи. Поэтому современный научный мир говорит о таком способе, как Примеры и этапы ее построения будут рассмотрены ниже.

Новый метод усвоения информации

Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация - это процессы, происходящие в мозгу человека. речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.

Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов - это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и

В чем преимущества нового способа

Ответ на этот вопрос простой и сейчас будет продемонстрирован. Первым преимуществом этого метода является то, что запись информации быстрая, легкая и не такая объемная. Второе преимущество - читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи. Третье преимущество - полезность такого способа, как ментальные карты. Программы развивают когнитивные процессы, а именно - память, мышление и воображение. Четвертое преимущество заключается в том, что при создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга. Пятое преимущество - информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества. Шестое преимущество заключается в том, что легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее? Вам поможет несложная инструкция.

Ситуации применения метода Тони Бьюзена

Есть ряд областей, где проявляется эффективность использования такого способа, как ментальная карта. Примеры мы опишем ниже.


Следующий блок представленной информации поведает читателям о том, как использовать этот метод.

Ментальная карта: как составить?

Нельзя сказать, что применение этого нового метода такое уж простое, ведь оно потребует от человека усилий, но полезность этого навыка окупит затрату ресурсов. Есть ряд этапов и нюансов, которые следует соблюдать, чтобы создать подобный рисунок.

Первые три этапа - фиксация ментальной карты

Первый этап - начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом. Например, у вас есть проект. Взяв лист бумаги, запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

Второй этап - собственно создание ментальной карты. Можете взять цветные карандаши и в центре напишите основную тему, от которой сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

Третий этап - фиксация сделанного рисунка. Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего - на 2 дня - и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

Завершающие этапы построения ментальной карты

Четвертый этап - возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов эмоционально раскрасьте свое творение: обозначьте важное или опасное для вас, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, поэтому используйте то, что вам по душе. Создавайте яркие образы, ведь они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

Пятый этап - повторная фиксация карты. Снова отложите лист на срок от 2 часов до 2 дней. Вернувшись опять к полотну, вы сможете внести еще какие-то осмысленные изменения. Теперь ментальная карта готова!

Представленный метод достаточно молодой, но очень эффективный, и множество людей уже оценили его преимущества. Сделайте это и вы!

Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind . На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом . Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом . Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.

Суть и история появления ментальных карт

Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.

Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, . Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.

В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, .

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.

Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами, концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.

Применение диаграмм связей

Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:

  • 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
  • Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
  • Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.

Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:

Презентация

80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё . Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.

Активизация творческого мышления. Мозговой штурм

Креативный процесс зачастую тесно связан с . Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.

Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.

Обучение

Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ , и техника запоминания (смотрите ниже).

Развитие памяти

Ментальные карты можно применять как . Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.

Менеджмент (управление)

Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для , где существует необходимость разделения областей ответственности.

Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении , развитии интеллектуальных способностей.

Главные принципы техники построения диаграмм связи

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.