Основные компоненты игры как деятельности дошкольников. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников, классификация игр, их функции




В 80 км. от Ташкента находится прелестнейший уголок природы – любимое место отдыха гостей и жителей столицы – Чимган.
Чимган – это популярная зона отдыха, горнолыжный курорт в Чимганских горах - отрогов Тянь-Шаня, обширной горной гряды, протянувшейся по всей территории Центральной Азии.
Долина Чимгана расположена на высоте 1200-1600 м. над уровнем моря и со всех сторон окружена горами. Над всей долиной возвышается гора - Большой Чимган (3309 м.), являющаяся отрогом Чаткальского хребта. К Чимганским горам относятся и такие живописные места как Гулькам, Бельдерсай и многие другие. За свою уникальную красоту и оздоровительные свойства Чимган по праву носит название «узбекской Швейцарии». Склоны гор здесь покрыты реликтовыми арчовыми лесами. Горы и холмы изрезаны стремительными горными речушками. Их тут называют просто «сай». Кстати, в чимганских речках всегда в изобилии разнообразная рыба, что манит сюда любителей рыбалки.

А как живописны островки альпийских лугов, поросших маками и лекарственными травами! Свежий, чистый воздух с тончайшим ароматом бесчисленных трав и цветов (само слово "чимган" - "чим ён" - можно перевести как "зеленая, мягкая трава"). Между скал скрываются небольшие озера, шумят быстрые речки и водопады. В горных утесах прячутся таинственные пещеры. На отвесных стенах даже можно встретить петроглифы - древние наскальные изображения животных и охотников.

Мягкий климат и большой выбор трасс для лыжных гонок и скоростного спуска создают прекрасные условия для горнолыжного спорта. Горнолыжный сезон в Чимгане длится с декабря до марта, потому как горнолыжные трассы расположены на северных склонах величественных гор.

Кроме этого, здесь покататься можно не только на лыжах, но и на сноубордах, снегоходах, коньках и санках, позаниматься фрирайдом.

В отелях работает пункт проката туристического инвентаря и снаряжения, к лыжной трассе проложены бугельная и канатная дороги.

А весной и летом Чимган становится центром горного туризма. Можно в поисках приключений совершить легкие восхождения по живописным холмам или покорить Большой Чимган, снежник которого остается лежать даже летом, полетать на парапланах, покататься на лошадях. Маршруты пролегают через цветущие сады среди яблонь, алычи и боярышника. В ущельях встречаются реки с многочисленными водопадами и порогами. Взору путешественников предстают подземные залы, украшенные сталактитами и сталагмитами самых фантастических форм.

Люди приезжают сюда, как на короткий промежуток времени с целью восстановления после будней трудовой недели, так и на продолжительный период, чтобы приятно провести время в дружной компании. Каждый найдет здесь занятие по душе. Чимган ждет своих гостей в любое время года.

Консультация для воспитателей ДОУ «Игра, как важная форма в развитии детей"

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешное развитие. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Игра ребенка выполняет следующие функции:
1. Функция социализации. Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».
3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.
4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7. Функция коррекции - предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8. Развлекательная - направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

Основные компоненты игры
Игра включает в себя:
1. игровое состояние (мотив),
2. игровые позиции,
3. игровые ситуации,
4. игровые роли и действия,
5. результат игры.
Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.
Виды игр
Дворовые игры (уличные)
«Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.
Посиделочные игры
Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился. », «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др.
Хороводные игры
(это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) Игра «Ручеек», «Плетень», «Заря»
Танцевальные игры
(главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов», «Три круга»
Познавательные игры
«Мудрый ворон»
Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой
Лотерея
(розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул - твоя удача», «Танцевальная».
Игро - песня
Необходимо пропеть любую песню
Игры – пятиминутки
Любые пальчиковые игры
Коммуникативные игры
Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог.
-«Интервью»
-«Комплимент»
Игры на знакомство
-«Снежный ком»
-«Рассказать о себе в трех словах»
-«Мяч по кругу»
-«Привет! »
Конкурсные игры
это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников
-«Узнай песню»
-«Золушка»
Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55», «Взломщик»
Игры – шутки
-«Дикая обезьяна»
-«Верблюд»
Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Классификация игр:

По области деятельности:
- физические
- интеллектуальные
- трудовые
- социальные
- психологические
По характеру педагогического процесса
- обучающие
- тренинговые
- познавательные
- развивающие
- воспитательные
- продуктивные
- репродуктивные
- творческие
- коммуникативные
- диагностические
По игровой методике
- предметные
- сюжетно – ролевые
- деловые
По игровой среде
-без предметов
-с предметами
-настольные
-комнатные
-уличные (дворовые)
-на местности
-технические
По предметной области
-математические
-биологические
-музыкальные
-литературные
-театральные
-спортивные
-трудовые
-народные
-экономические и другие

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .
3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.
4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и от игровой формы занятий, хотя это деление условное.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся математической деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средств игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики является идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются индивидуальной работой. Они могут высказывать своё мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

В чем же состоит специфика дидактической игры, её существенный признак? Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

В отличие от игры дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

1. Игровой замысел и игровое действие

Игровой замысел и игровое действие делает дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими занятий. Игровой замысел определяет характер первого действия, а игровое действие даёт возможность детям учится в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношение между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве.

Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности, любознательности.

2. Правила дидактической игры и её результат

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочий обстановке. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствую познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основа дидактической игры, которая пронизывает собой её структурный элемент, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а так же дидактические раздаточные материалы: флажки, награждения командам.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме поставленной учебной задаче и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является указателя уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игрового действия, без организующих игру правил, дидактическая игра не возможна, она теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры их взаимосвязь повышают организованность игры, её активность, приводит к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

1. Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры; драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.

3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших -- соблюдение правила в игре.

5. Игровой материал и игровое пространство -- игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).

6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнёрами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжете игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнение ролей сверстниками - партнёрами. В отличие от «ролевых», то есть игровых отношений определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребёнка и характером межличностных отношений между сверстниками. В сюжетно - ролевых отношениях моральные и нравственные нормы поведения открываются ребёнку, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм.

Генезис игровой деятельности.

Мотивация игровой деятельности есть стремление к подражанию взрослым. Для ребенка интересен сам процесс игры. Мотивом игры является само действие. Способы выполнения игровой деятельности разнообразны: роль, умственные действия, действия с игрушками, различные движения. На первых порах игровые действия носят максимально развернутый характер и обязательно требуют материальной опоры в реальных предметах или замещающих их игрушках. На этом этапе новое содержание не может быть воспроизведено ребенком в уме, в воображаемом плане, нужны внешние игровые действия с предметами. В дальнейшем игровые действия начинают сокращаться, обобщаться, постепенно снижается значение материальной опоры. На более поздних ступенях развития, в школьном возрасте некоторые виды игр переносятся в умственный план. Дети разыгрывают в воображении путешествия и тому подобное, не совершая при этом внешних действий. Таким образом, на основе внешней игры складывается идеальная игра, игра воображения. Игровые действия связаны с увлечением самим процессом игры, а не с конечным результатом. Важно подчеркнуть, что настоящим игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом -- другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Ребенок учится действовать с заместителем предмета, дает ему новое игровое название, действует в соответствии с названием. Это -- знак-символ, который имеет сходство с реальным предметом. Именно в игре ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Содержание игры младших школьников -- это воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами. В сюжетных играх средних дошкольников находят отражение отношения между людьми. Содержанием ролевой игры старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли в соответствии с целью. Младшие дошкольники играют рядом, старшие -- вместе. В 3 года дети могут объединяться по 2--3 человека, играют 10--15 минут. В 4--5 лет объединяются по 6 человек, играют 40 минут. В 6--7 лет в игре участвуют до 15 детей, игры длятся по несколько дней.

Результат игры -- это более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.