Уроки игры в бильярд русский. Учимся играть в русский бильярд




Русский бильярд является чрезвычайно известной разновидностью бильярда, которая популярна во многих странах мира. Чтобы научиться играть в русский бильярд, необходимо просмотреть ролики, которые подскажут базовые приемы игры. Кроме того, видео «Учимся играть в русский бильярд» интересно для всех энтузиастов бильярда, которые хотят почерпнуть новую актуальную информацию о любимой игре.

Видео-урок «Учимся играть в русский бильярд»

Требования к оборудованию

Нельзя забывать того, что правила русского бильярда достаточно требовательны к оборудованию. Убедитесь, что полностью готовы к игре, которая требует:

  • наличия крупных шаров;
  • наличия шаров одного цвета;
  • желтого битка;
  • игрального стола, покрытого зеленым сукном (существуют столы разного диаметра).

Правила игры для русского бильярда

Существует несколько общепринятых систем правил, которые допустимы для игры в русский бильярд. Среди систем специалисты называют такие:

  • свободная система (часто известна как «американка»);
  • комбинированная система.

Часто можно слышать, что в среде игроков систему называют «пирамидой» (т.е. «американская пирамида» или «московская пирамида»).

Как начать обучение?

Игра в бильярд требует достаточно высокого уровня мастерства, который достигается путем постоянных тренировок. Потенциальным игрокам необходимо:

  • просмотреть обучающие видео;
  • уяснить основные моменты и правила игры;
  • найти бильярдное оборудование и партнеров для тренировок;
  • постоянно практиковаться.

Бильярд – это игра, которая приносит неизменное моральное и интеллектуальное удовольствие. Начав играть в русский бильярд и развивая свои навыки, игроки, скорее всего, станут поклонниками этой игры на всю оставшуюся жизнь.

Большинство начинающих и «средних» игроков считают, что причина невысокого уровня их игры - в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти.

Основной источник ошибок неофитов - несовершенная техника. Между тем, это самое главное, без чего в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе: «любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают - про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут эффективно пользоваться этими знаниями, поскольку им не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения - постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу из-за нестабильности удара.

Более того, многое игроки даже не осознают несовершенство своего удара. А между тем они могли бы поднять игру, уделив больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков - это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

1. Первое и самое важное - постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.

2. После того как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора занятом «продвинутой» техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет значительно улучшить свою технику, постичь не очевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.

3. Третий этап : тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т. п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.

4. Примечательно, что после того как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструкторы EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров - стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия, еще раз подчеркнем - только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия и многочасовые тренировки не делают игру лучше.


Стойка

Бильярд - очень демократичный вид спорта: в него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда вы подходите к удару, обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

1) удобное и надежное положение корпуса:

2) прямолинейное ведения кия;

3) свободный ход кия.

Тем не менее кое-какие общие рекомендации мы все же рискнем дать, но применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и боком к вектору удара. Ноги расположите примерно под углом 30–45° к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера, подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2 процентов. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см, получаст коэффициент излишних ошибок, составляющий 15–30 процентов!!! И третье - рекомендуется держать опорную (для правшей - левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Хват

Хороший хват имеет важное значение в бильярде.

Правильный хват - это составляющая хорошего удара.

Неправильный хват ограничит рост вашего уровня игры.

Хват должен быть свободным и расслабленным. Никогда не сжимайте кий сильно - хват должен быть легким как во время прицела, так и во время совершения удара. Постарайтесь использовать два-три пальца для поддержания кия и большой палец для того, чтобы кий не выпал из руки.

Запястье и предплечье должны быть на одной линии.

Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или внутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье: лучезапястный сустав должен работать свободно, как шарнир.

Помимо прочего, необходимо определить, в каком месте следует брать кий. Нужно ли брать кий за нижнюю чашку турняка? Чтобы определить это, требуется вычислить центр тяжести кия, для чего попробуйте сбалансировать ваш кий на указательном пальце. Запомните эту точку как «точку отсчета». В зависимости от вашего роста, вам следует брать кий на участке длиною по меньшей мере 15 см от центра тяжести. Если вы невысокого роста, захватите кий ближе к «точке отсчета» и, наоборот, если вы высокого роста, вам лучше держать кий подальше от «точки отсчета».

«Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон - чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца свободно придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе - поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара - всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил:

«Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппс и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».


Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети. Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведении наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предплечье» должен быть близок к 90".

Преимущество такого хвата в том, что кий двигается свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Другим важным вопросом являются правильное положение кисти руки, по которой скользит ударная часть кия, и расстояние между шаром-битком и рукой. В ходе прицеливания кисть руки, биток и часть кия, примыкающая к наклейке, по внешнему виду напоминают мост. От длины этого своеобразного моста во многом зависит точность удара. Обычно это расстояние рекомендуется выдерживать в пределах 20–25 см. При слишком малом или, наоборот, большом удалении кисти руки от шара выполнить точный удар затруднительно. Перед ударом следует положить кисть руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу так, чтобы рука опиралась на стол запястьем и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. Несмотря на то, что существуют большие различия в строении пальцев и характере их сгибания у разных игроков, эта рука должна представлять собой одновременно и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую, устойчивую опору корпуса спортсмена о стол. Очень важно с самого начала приучить себя крепко прижимать большом палец к указательному: только в этом случае, во-первых, кий будет легко скользить по руке и, во-вторых, исключаются нежелательные колебания кия в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара. Не менее важно правильно держать кий рукой, которой наносится удар. Если держать кий слегка расслабленной рукой и производить предварительные взмахи, стараясь прижимать локоть к туловищу настолько, насколько это удобно, то особых проблем в освоении данного приема не возникает. Место охвата рукой турняка находится там, где кий хорошо реагирует на малейшее задуманное поступательное движение, где он послушен, как смычок в руке скрипача. Надо избегать крепкой хватки - это явный путь к неудаче. Когда кий держится рукой в нужном месте, предплечье образует с ним почти прямой угол. В случае, если следование вышеприведенным рекомендациям все же не помогает ощутить легкость владения кием, если игрок продолжает испытывать неудобства и излишнее напряжение, - данный кий ему не подходит.

Основные требования к игроку в момент нанесения удара:

Удар по шару производится только наклейкой. Всякий другой удар - турником, боковой частью кия - не допускается;

При любом положении корпуса и рук хотя бы одна нога играющего во время удара должна касаться пола;

Первый удар в партии, называемый игрой «с рук», производится после тот, как игрок предварительно поставит рукой шар-биток в любом месте «дома», момент прохода битком линии «дома», является началом игры;

Игра «с рук» производится и при игре в «пирамиду», когда удар переходит к одному из партнеров после падения битка в лузу от предыдущего удара, а также игроком после покладки им битка в лузу при игре «Московская пирамида»;

В момент удара «с рук» корпус и ноги играющего не должны выходить за линию продолжения длинных бортов (левою и правого).


Мосты

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge - прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упоры. Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый - «у них и без того хватает проблем… <и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда «лохов».

Впрочем, это не аксиома - на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором, и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что многие из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Закрытый мост

1) Положите руку на стол ладонью вниз (рис. 2).

Поверните кисть так, чтобы пальцы указывали на один час (представьте, что кисть лежит на циферблате часов).

2) Положите шафт кия (ближе к наконечнику) поперек сустава большого пальца и поперек второго сустава среднего пальца (рис. 3).



3) Теперь попробуйте обхватить указательным пальцем шафт и расправить пальцы. Для людей с неэластичными суставы это, возможно, будет самым трудным. Но не отчаивайтесь! Это потребует некоторой тренировки, но на самом деле, все не так уж и сложно (рис. 4).



4) Подвиньте большой палец вперед к кончику указательного пальца, чтобы вокруг шафта образовалось замкнутое кольцо. Старайтесь держать кий на одном уровне с поверхностью стола. Теперь выпрямите руку в предплечье. Постарайтесь зафиксировать локоть. Кисть немного повернется в направлении по часовой стрелке. Это усилит захват шафта, так что вам придется ослабить захват, чуть сдвинув указательный палец (рис. 5).



Кий должен легко скользить между пальцами и в то же время хорошо держаться. Если же он все-таки не скользит, попробуйте использовать мелок или специальную перчатку.

Если вы хотите исполнить оттяжку, постарайтесь как можно сильнее расправить пальцы и прижать их к столу.

При клапштосе (ударе строго в центр битка) придайте ладони форму перевернутой чаши, чуть подтянув пальцы в сторону запястья.

Для исполнения наката подтяните пальцы к запястью еще больше, образуя мост на кончиках пальцев. Не забывайте держать запястье всегда прижатым к столу. Важно регулировать высоту кия над столом при нанесении удара при помощи моста, а не поднимая или опуская турняк кия.

Если же вы считаете, что такой захват для вас слишком сложен, попробуйте научиться делать открытый мост.


Открытый мост

Многие люди при формировании закрытого моста испытывают некоторые трудности. Такой мост требует особой гибкости суставов пальцев и запястья. К тому же при определенных ударах (например, перескок) закрытый мост - далеко не самый выигрышный вариант. В подобных случаях лучше использовать открытый мост. Многие (если не все) игроки в «снукер» используют открытый мост исключительно ради важности точного прицеливания: при открытом мосте линию вашего взгляда вдоль шафта не перекрывает указательный палец. По этой же причине открытый мост предпочитают многие пуловские игроки.

Итак, формируем открытый мост:

1) начните с положения, описанного на рис. 2;

2) вместо обхватывания шафта указательным пальцем просто приподнимите кончик большого пальца так, чтобы ваш большой и указательный пальцы образовали букву «V». Вот и все - открытый мост готов (рис. 6);



3) для того чтобы поднять уровень кия над столом, подтяните пальцы и придайте ладони форму перевернутой чаши. Чтобы снизить уровень - прижмите ладонь к столу (рис. 7);



4) некоторые игроки сгибают пальцы, как показано на рис. 8. Это не самая лучшая идея, однако и таким мостом можно пользоваться.



Мост для ударов через шар

Если необходимо произвести удар по битку через шар, поступите следующим образом: оперев четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (рис. 9). Это не слишком удобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.



Мост для ударов с борта

Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным. Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем как на рис. 10. При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление кия.



Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцами.

Остальные пальцы положите на поручень.

Использование открытого или закрытого моста - одна из немногих альтернатив в рамках правильной техники удара. Возможно, такая сравнительная характеристика поможет вам решить, с каким кистевым упором следует выполнять конкретный удар. А также поможет разобраться, почему некоторые удары более результативны при выполнении с закрытым мостом, а другие - с открытым.

Для вашего удобства приведем сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров.


Открытый мост

Плюсы

Линия прицеливания при постановке V-обраэного моста не прерывается, шафт кия видно целиком. Именно поэтому открытый кистевой упор предпочтительнее использовать на дальних ударах, требующих ювелирной точности.

Можно произвести удар над маскирующими шарами: при этом открытый мост не утратит устойчивости, поскольку, в отличие от закрытого, ставится на четырех пальцах. Подобная конструкция гораздо более устойчива, чем закрытый мост без опоры на запястье.

Количество и разнообразие реальных ударов, выполняемых с V-образным упором, гораздо больше. Проше говоря, любой удар с закрытого моста можно выполнить и открытым, а наоборот - нельзя.

Возможные минусы

Во время выполнения удара шафт может пойти в сторону и вверх, он зафиксирован значительно менее жестко, чем внутри «кольца» закрытого упора.

У низкорослых игроков и детей, вынужденных держать кий слишком близко к центру тяжести, возрастает вероятность того, что шафт будет «вылетать» вверх, словно колодезный журавль.


Закрытый мост

Плюсы

Шафт почти не отклоняется, его движение строго прямолинейно, что придает уверенность в момент прицеливания и при ударе.

Так же можно быть уверенным, что до, в момент удара и после него кий не поведет вверх. Если ударно-маховое движение прямолинейно, удар приходится точно в ту точку битка, по которой вы целитесь.

Дети и низкорослые игроки могут держать кий ближе к центру тяжести, не опасаясь, что турняк перевесит шафт и тот пойдет вверх в момент удара.

Возможные минусы

Указательный палец, обхватывающий шафт сверху, прерывает линию прицеливания - это может помешать, когда требуется выполнить предельно точный удар. Кстати, игроки в снукер, которым необходима исключительная точность во время каждого удара, пользуются только открытым упором.

Практически невозможно бить по битку через шар, поскольку в таком положении закрытый упор крайне неустойчив. В большей степени он ограничен анатомией. С закрытым мостом почти нереально выполнить удар, если игроку приходится вытягивать корпус, а также играть от борта.

Впрочем, несмотря на перечисленные достоинства и недостатки, - вполне объективные - выбор кистевого упора во многих ситуациях обусловлен личными предпочтениями шрока, и ничем больше. Например, чемпион мира по «Девятке», тайванец Фон Панг Чао, играет в основном с открытым мостом, а саму «девятку» бьет с закрытым.


Как определить прицельный глаз?

Перед тем как учиться игре в бильярд (и не только), следует определить, какой глаз у вас прицельный. У многих подобный вопрос даже не возникает - «…целюсь левым/правым глазом, потому что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть - и тот глаз, которым целятся, является прицельным. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у лругнх - левый, но встречаются и люди с обоими прицельными глазами.

Определить прицельный глаз очень просто.

Полижите мел на дальний короткий борт стола, сами же встаньте у переднего короткого борта, не закрывая глаза, укажите пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Теперь закройте левый глаз: если указательный палец продолжает указывать на мелок, значит, правый глаз - прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз: вы увидите, что палец указывает совсем не на мелок, а в какую-либо другую точку.

Соответственно, если при закрытом правом глазе вы верно указываете на месторасположение мелка, то у вас прицельный глаз - левый. Если же палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит, у вас оба глаза прицельные.

Если прицельный глаз у вас левый, вы стараетесь, чтобы при прицеливании именно левый глаз находился на линии нанесения удара над кием, и наоборот. Человека, у которого оба глаза прицельные, можно легко определить: его подбородок находится непосредственно над кием.

Вам также пригодятся следующие советы:

После того как вы определились, как и какой шар вы будете играть, во время прицеливания и нанесения удара сосредоточьте взгляд на прицельном шаре, а не на битке;

Во время нанесения удара не переводите взгляд с прицельного шара на играемую лузу.


Удары кием по битку

Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Таких направлений девять, и каждое из них определяет название удара.



Девять основных точек удара

Клапштос (удар в центр битка)



Один из основных ударов, позволяющих «положить» шар наверняка. При клапштосе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, стол кнувшисьс «чужим» шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении. Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара, но очень труден на дальнем.

Клапштос наиболее трудновыполним, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть. В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к центру шара.

Клапштос, удар в центр шара, является краеугольным камнем всей бильярдной техники, и, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть «крученый» удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка)

Зачастую требуется, чтобы «свой» шар после соприкосновения с «чужим» пошел вперед. Для этого в верхнюю часть битка наносится протяжный длинный удар.

Биток кроме толчка в направлении от игрока получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед.

Накат обычно с большим удовольствием применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка)

Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров «свой» ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. В противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Правый боковик

Левый боковик

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов, ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара. Большое значение при этом имеет состояние наклейки: только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо его движение после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам.

Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях, но большое распространение получили лишь после усовершенствования киев и изобретения кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности выполнять отыгрыш и выход.

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка)

При таком ударе биток получает кроме поступательного движения вперед вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром и передав ему поступательное движение, завертевшись волчком, пойдет только вправо.

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка)

Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки (иногда их называют боковой накат или боковая оттяжка).

Верхний правый боковик, или накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка)

Данный удар выполняется, если необходимо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Накат вправо сообщает шару три вида движения:

Поступательное движение вперед;

Ускоряющее движение - накат,

Некоторое, на глаз едва заметное отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, то есть эффе.

Верхний левый боковик, или накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка)

Последствия данного удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

Нижний правый боковик, или оттяжка вправо (удар в точку вправо и вниз от центра битка)

В результате удара биток после столкновения «оттягивается» назад и вправо.

Нижний левый боковик, или оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка)

В этом случае «свой» шар, столкнувшись с играемым, «оттягивается» назад и влево.

Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка - большое значение имеет удаление «своего» шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5–2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром «своего» шара и его верхним краем. При ударе о другой шар биток хоть и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же «свой» шар отстоит от прицельного на 0,2–0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, так как шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы. Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

Необходимо производить аналогичную корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара (при выполнении оттяжки и боковых ударов).


Отраженные удары: дуплет и абриколь

При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. п., следует учитывать три закона физики, применимые в бильярде:

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);

3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

а) дуплет;

б) абриколь.


Дуплет

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13).



Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет - вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.

Прямой дуплет

В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.

Резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14).



Круизе

Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15).



Абриколь

Напомним, абриколь - это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16).



Например, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.

Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:

Определить точку прицеливания при ударе от борта;

Выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;

Определить силу нанесения удара;

Правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.

Существует несколько физических законов, к которым следует обращаться при исполнении отраженных шаров.

Напомним два из них:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.

«Математический расчет»

Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, показанной на рис. 17?



В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.

«Крест»

Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18.



Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая - от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадаете точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.

«Параллели»

Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19).



Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не стоит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.

Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.

«Прямоугольник»



На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на которой находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.

«Зеркальное отражение»

Этот метод следует применять, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).



Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.

Бильярд - это игра из серии «отлично провести время». Многие люди являются любителями этой забавы и регулярно ходят в специализированные клубы, чтобы насладиться процессом. В настоящее время в бильярд играют не только мужчины, но и представительницы слабого пола. Организовывается множество турниров, в которых принимают участие люди независимо от половой принадлежности. Как научиться играть в бильярд? Сегодня для этого открывается много возможностей: с помощью регулярных тренировок с другом, тренером, изучения теории по книгам и видео.

Принципы игры

Большинство людей не догадывается, что бильярд способствует развитию мышления как ребёнка, так и взрослого человека. Если бы его преподавали в школе, не возникало вопроса, где научиться играть в бильярд? Несмотря на важность теории, без практики невозможно стать профессионалом. Существует три основных принципа игры:

  1. Бильярд - прежде всего стратегия. В него играют мозгами, просчитывают все варианты. Очень важно оставаться спокойным, хладнокровным. Человек часто ощущает азарт, особенно, когда на кону деньги. Обычно это приводит к проигрышу, поэтому нужно сохранять голову холодной.
  2. В качестве второго принципа выступают теория и практика. Помимо чтения литературы и просмотра видео, нужно часто играть. Чтобы стать профессионалом, следует тренироваться каждый день. Необходимо понимать, что удар не должен быть случайным, нужно выбрать наиболее оптимальный вариант для попадания в лузу. Необязательно приходить в клубы, чтобы играть - полезно будет просто понаблюдать за профессионалами.
  3. Как научиться играть в бильярд? Нужно соревноваться с сильным соперником. Чем выше уровень навыков у противника, тем более полезна игра с ним. Всегда нужно соревноваться с тем, кто лучше. Если играть со слабым противником, уровень повышаться не будет.

Теория

Этот аспект является основополагающим. Чтобы научиться играть в русский бильярд или американский, нужно понять основы. Специализированная литература в последнее время сильно уступает онлайн-самоучителям. Существует множество видео, где опытный игрок обучает новичка азам бильярда.

При просмотре таких роликов стоит обращать внимание не на красоту происходящего, а на технические стороны процесса. Не получится стать игроком высокого уровня без понимания того, как правильно выбрать стойку, с какой силой нужно бить в той или иной ситуации и т. д. Видеоуроки помогут в освоении этих методик. Там подробно объясняется, как правильно становиться, куда направить шар, как держать кий и многое другое.

Практика

Как научиться играть в бильярд? Теория - это хорошо, но без практической части все усилия будут лишены смысла. Если вы совсем новичок, рекомендуется первое время играть с игроком такого же уровня. С ним вы сможете отрабатывать правильность стойки, нанесение удара и т. д. Таким образом можно понять, как делаются эти элементы. Можно пожертвовать временем ради этого, то есть новичку не нужно стараться быстрее забить все шары в лузу. Внимание нужно обратить именно на правильность выполнения простейших элементов.

Кий надо чувствовать, это осознание придёт несколько позже. Когда новичок обретёт необходимые навыки, он поймёт, что в каждой ситуации нужно действовать по-разному. Затем уже можно перейти к игре с более сильными соперниками. Здесь акцент следует делать на технику и учиться у оппонента. Нужно отмечать для себя новые фишки и удары, которые вы увидели у противника.

Занятия с тренером

Многие интересуются, как научиться хорошо играть в бильярд? С помощью тренера. За определённую плату он обучит основам игры и даст бесценный опыт. Тренера можно найти, спрашивая у друзей и знакомых, увлекающихся бильярдом, по объявлениям и т. д. Нужно подобрать человека, с которым будет комфортно заниматься, и тогда вы не почувствуете усталости после 4-5 часов тренировок.

Во все времена бильярд считался азартной игрой. Обучаться его искусству довольно трудно, но главное, чтобы было желание. Возможно, потребуется совершенствование физического состояния: укрепления рук и тела. Тогда удар будет четче и сильнее.

Итак, как научиться играть в бильярд? Есть несколько способов, нужно выбрать наиболее подходящий. Занимаясь изучением теоретической части, нельзя забывать о практике. Тренируйтесь и работайте каждый день, и тогда всё получится.

Инструкция

Существуют разные виды а, но во всех видах целью игры является наибольшее количество забитых в лузы . Для того чтобы научиться в бильярд, вы можете посетить любой развлекательный клуб или центр, в котором есть бильярдные столы с почасовой оплатой. Для игры вам потребуется хороший кий с верхней заостренной стороной и нижним толстым концом. Кончик кия, на котором имеется накладка, нужно перед игрой натереть мелом, который препятствует скольжению кия по шару.

Стол для игры в бильярд обтягивают сукном, и он оборудован шестью отверстиями – лузами, в которые нужно забивать шары. Шары, в свою очередь, в разных видах бильярда имеют различный размер. Если вы играете в пул, в игру будут 15 одинаковых шаров, а также шар меньшего диаметра, которым вы будете забивать шары в лузы. Шары, в зависимости от вида игры, различаются по цветам, а также отличаются правила их забивания. Проще всего для начала освоить «Восьмерку».

Перед тем как ударить кием по шару, объявите номер шара, а также номер лузы, в которую вы планируете его забить. Если шар попадет в лузу, вы можете ударять по следующему шару, а если вы промахиваетесь, противник делает следующий ход.

Следующий ход должен начаться с того места, где остановился белый шар-биток. Всего в игре участвуют 15 шаров, которые устанавливаются пирамидой, в центре которой находится двухцветный восьмой шар. Разбивая пирамиду из шаров, не заказывайте лузу – старайтесь разбить шары как можно шире, забив несколько шаров в лузы, а затем определите очередность игры.

Вы можете забивать в лузы все шары, кроме восьмого. Шары имеют разные цвета – одни имеют сплошной окрас, а другие – полосатый. Если вы забили сплошной шар, то в следующем шаге вы также должны забить сплошной шар, а противнику достаются полосатые шары. Забивайте все шары своего цвета, не трогая восьмой шар.

Если вы попадаете при ударе по восьмому шару, это считается нарушением правил игры, и следующий ход вы отдаете противнику. Также при ударе нельзя касаться шара рукой, нельзя допускать, чтобы шар попал за борт стола и нельзя забивать в лузу шар-биток. Забив все шары своей цветовой группы, вы можете перейти к восьмому шару, заказывая для него лузу. Забив восьмой шар в нужную лузу, вы выигрываете партию.

Для того чтобы увеличить свои шансы на победу и научиться играть, вам недостаточно просто знать правила игры – вам нужно также научиться правильно держать кий. От этого зависит правильность и точность ваших ударов. Обхватите кий ударной рукой за широкую часть, прижимая его большим пальцем к основанию среднего и указательного пальцев. Безымянный палец и мизинец расслабьте и согните. Обхватывая кий, не напрягайте кисть руки.

Кий не должен проскальзывать и болтаться в вашей руке, но при этом не стоит обхватывать его слишком сильно. Положение у стола определите индивидуально для себя – каждый игрок выбирает наиболее удобную лично для него стойку. Основная нагрузка в стойке должна переходить на ноги.

Перед каждым ударом по шару натирайте накладку на кие мелом, а ударную руку держите близко к корпусу кия, не касаясь им своего тела.

Видео по теме

Бильярд не является столь популярным видом спорта, как футбол или хоккей, но от этого он скучнее не становится. Многие, насмотревшись на профессионалов, думают, что научиться играть в бильярд можно лишь потратив на него полжизни. Это не так. Достаточно просто научиться держать кий правильно. Основным требованием к положению кия у игрока в руках является свободное перемещение кия и его равномерное скольжение безо всяких затруднений.

Инструкция

Кисть правой руки в исходном положении ориентируется прямо перпендикулярно кию, но плотно она не зажимается. Место захвата рукоятки правой рукой определяется опытно. Ударный конец кия должен на 15-20 см выходить за кисть опорной руки вперед. Кий по возможности нужно держать в почти параллельной относительно поверхности . Если возникает потребность ударить шар по одной из его верхних точек, запястье опорной руки отрывается от поверхности стола, а кисть приподнимается. Опорными остаются подушечки пальцев. Для удара в нижнюю область шара следует прижать кисть к сукну как можно ближе. Тогда опорной станет почти вся ладонь.

Теперь разберем, как кий должен себя в момент удара. Кий нельзя сжимать до его соприкосновения с шаром, особенно во время разгона. Он должен как бы лететь вместе с кистью бьющей руки. А вот в самый момент удара кий нужно сжать, чтобы он не ушел по инерции вперед.

Сила сжатия рукоятки кия ладонью правой (ударной) руки оказывает влияние на резкость удара. Этому способствует конусообразное строение кия. Если достаточно крепко зажать кий, путь его скольжения в ладони игрока сократится, а значит, удар будет резким. Если же игрок ослабит захват, расстояние скольжения кия в руке станет больше, поэтому удар получится затяжным и плавным. Эта конструктивная особенность всех киев должна учитываться при выполнении специфических ударов. К ним относится удар с оттяжкой по шару, который находится в непосредственной близости к битку. Такой удар должен получиться резким. В противном случае его посчитают за пропих.

Регулировка силы удара осуществляется посредством изменения положения кия в руке относительно центра тяжести кия. Чем ближе к толстому концу кия осуществляется захват, тем больше станет вес кия, который влияет на удар. И тем больше будет и сила удара. Уменьшить силу удара можно путем передвижения захвата ближе к склейке кия.

Если шары на столе расположены так, что является наиболее целесообразным проведение удара «тычком», то концы кия в руке уравновешиваются, и производится удар с навеса. В этом положении опасно затягивать время прицеливания. Рука, удерживающая кий может устать и начать дрожать. Для разгрузки руки во время прицеливания либо непосредственно перед ударом допускается положить тонкий конец кия на сукно или борт. Положение корпуса во время выполнения удара «тычком» не меняется относительно положения во время обычного удара.

Видео по теме

Для того чтобы сыграть партию в бильярд и выиграть ее, с самого начала нужно знать о некоторых моментах. Это разбиение и стойка.

Инструкция

Начнем со стойки. Следует помнить, что если вы еще не профессионал и не умеете и не можете руки на автомате, то не подстраивать положение вашего тела попытки выставления. Отодвиньте кий, выпрямитесь, отойдите на два шага и повторите выставление заново.

Если играете вы редко и о правилах выставления слышите в первый раз, то кий следует использовать, как линейку. Поставьте кий на мысленную линию удара и выставите пять точек своего тела в одну плоскость. Плечевой сустав, левая ладонь, бедро, локоть, подбородок. Процесс следующим образом. Кий ставите на линию удара, делаете правой ногой шаг так, чтобы она находилась перпендикулярно кию на расстоянии 20 см. Левую ногу выставите на шаг вперед и поверните на один час.

Делая постановку в первый раз, не стоит бить по шару даже после первой правильной попытки. Потренируйтесь около часа с разных позиций стола выставлять удар.

Когда подготовка закончится, нужно попробовать наносить прямые удары. Прямые удары – это основа победы вашей игры. Когда наносите прямые удары, следите за тем, чтобы стойка оставалась первоначальной независимо от удара. Если предплечье поворачивается хотя бы на десять градусов или рука уходит из плоскости, то кончик кия подденет шар, и удар получится по дуге, то есть неточным.

Наносите прямые удары по мыслимому центру тяжести битка. Биток выставите на одну линию с белым шаром, который будет стоять у средней лузы. С белым шаром он, как лакмусовая бумажка покажет, как вы нанесли удар – прямо или криво.

Размер удара – это то расстояние, на которое вы производите замах кием. Не сжимайте кий в правой руке. Он должен быть свободно заключен между указательным и большим пальцем. Он должен буквально лежать на коже. Когда вы будете выталкивать кий с целью нанести удар, он, опять-таки, не должен быть сильно сжат в руке.

Видео по теме

Инструкция

Возьмите в руки кий, обхватите его двумя пальцами правой руки: большим и указательным. Такая хватка позволит отлично чувствовать вес кия, и в тоже время не напрягает кисти. Попробуйте просто поддержать его в таком положении, так вы привыкнете к нему и будете отлично чувствовать.

Научитесь получать максимальную выгоду от . Она должна тело неподвижным во время удара. Встаньте около стола и мысленно проведите линию удара, правую ногу расположите так, чтобы стопа лежала прямо по линии удара. Не старайтесь развернуть носок под большим углом – это сделает стойку менее устойчивой.

Левую ногу выдвиньте вперед и левее линии удара на ширину плеч. В таком положении вы достигнете наиболее ровного удара. Теперь главное – хорошо прицелиться, для этого необходимо точность попадания битка по конкретному месту на шаре. Отведите кий назад и затем верните его вперед, сделайте несколько таких замахов, следя за тем, чтобы движения совпадали с линией удара. Остановите кий около битка, сделайте небольшую паузу, отведите его назад и плавно «отпустите» всем весом вперед.

После освоения азов игры, внимательно изучите русского бильярда. Помните, что первым наносит удар тот, кто выиграл розыгрыш. Победителем такого предварительного состязания считается тот, чей шар, отразившись от заднего борта, наиболее близко остановился у переднего. Следите за тем, что бы при розыгрыше ваш шар обязательно коснулся задней стенки стола, не попал в лузу и не вылетел за пределы игровой поверхности. В противном случае вы будете признаны проигравшим.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

  • не дотронулся до заднего борта;
  • прикоснулся с длинным бортом;
  • пересек продольную линию;
  • выскочил либо упал в лузу.

Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола , заденет над ней одежду игрока или кий , то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

  • когда удар произведен не наклейкой кия;
  • когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
  • когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
  • за нанесение двойного удара (пропих);
  • за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
  • когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
  • за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;

Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.