Подвижная игра как средство развития речи дошкольника. Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников




«Подвижная игра – как средство физического развития личности»
Дошкольное детство - период в жизни человека , когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой , в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Здоровое, красивое тело, красивые движения - результат правильного физического развития. Маленький человек не может сам себя развить - это задача взрослых. Подвижная игра является условием формирования двигательной активности детей, а также стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер ребенка, становится очевидной необходимость интенсивной научной и практической разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста средствами подвижной игры.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижения физического совершенства.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни, подготовки к жизни, к труду и защите Родины Эта цель единая для всей системы физического воспитания нашей страны.

Консультация для воспитателей

Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

Таким образом, подвижная игра- это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.

Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры. Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").

В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям. По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего - скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 2-3 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр. Объяснение новой игры детям дается как в свободное время, так и на прогулке. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Последовательность объяснения : назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.

Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

Увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

Усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

Изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

Сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

Усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой - либо конечной задачи игры, т. е. получение результата. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.


Надежда Борисовна Калитвенцева
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

«Подвижные игры , как средство гармоничного

развития ребенка »

Цель : раскрыть значимость подвижных игр .

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития . Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка развиваются его интеллект , фантазия, воображение формируются социальные качества.

При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка . В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка . Каков ребенок в игре , таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Разнообразные движения и действия детей во время игры , при умелом руководстве им, эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка . Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазанье, и др.) Постоянные и ежедневные упражнения в ходьбе, беге и т. д. и их повторы при игре позволяют быстрее развиваться и физически окрепнуть организму. Такая физическая активность способствует более раннему развитию организма ребенка в плане физическом и психическом. Ребенок учится жить и играть в коллективе. Играя в подвижные игры , дошкольник учится выслушивать правила игры , следовать им, внимательно относится к выполнению правил другими участниками общей игры , координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу подвижные игры для дошкольников приносят застенчивым и необщительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры , ребенок забывает о своих страхах и стеснении, раскрывают свои потенциалы общения. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка . В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект , фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения обусловленные содержанием игры вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему без оценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях.

Для подвижных игр характерно нравственно-ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т . д. В процессе игр создаются возможности для развития речи , упражнения в счете и т. д.

Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка , формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля , сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок , играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом : целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает и так далее. Эти игры развивают глазомер , двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимают агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Цели проведения подвижных игр дошкольников :

1 Оздоровительная – решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка

2 Воспитательная – органически взаимосвязана с физическим и духовных развитием дошкольников ; развитие нравственности , формирование эстетических взглядов и убеждений.

3 Образовательная – обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Для реализации положительных результатов в формировании личности необходимо решение следующих задач :

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора подвижных игр соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения подвижных игр направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.

3. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать формированию осанки, ловкости, уверенности в движениях.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывая необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой , активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижные игры относятся к тем видам.

Подвижные игры - средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как средство формирования основных движений детей младший дошкольный возраст» Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному.

Коучинг-консалтинг для воспитателей «Подвижные игры как средство профилактики нарушения осанки» Инструктор по физической культуре: Брюшинкина Светлана Викторовна Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

  • 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
  • 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
  • Билет № 4
  • 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
  • 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
  • 1.Усна лічба
  • 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
  • Билет № 5
  • 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
  • 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
  • 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
  • Билет № 6
  • 1.Понятие о мышлении.
  • 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
  • 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
  • Билет № 7
  • 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
  • 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
  • 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе (русский язык).
  • Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
  • Билет № 8
  • 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
  • 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
  • Билет № 9
  • 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
  • 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
  • Методика работы над словосочетанием
  • Методика работы над предложением
  • Ознакомление с пунктуацией
  • 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
  • Vі. Усний рахунок.
  • V. Розвиток математичних знань.
  • Vі. Розв’язування задач.
  • Vіі. Розвиток математичних знань.
  • Vііі. Підсумки уроку.
  • Билет № 10
  • 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
  • 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
  • 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
  • 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
  • 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
  • 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
  • Билет № 12
  • 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
  • 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
  • 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
  • Билет № 13
  • 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
  • 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
  • 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
  • 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
  • 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
  • 1.6. Организация коллективной деятельности
  • 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
  • «Однорідні члени речення»
  • 1.Організаційний момент.
  • 2.Повідомлення теми, мети уроку.
  • 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
  • 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
  • 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
  • 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
  • 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
  • Билет № 15
  • 1.Технология проблемного обучения.
  • 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
  • Билет № 16
  • 1.Причины производственного травматизма.
  • 2.Типы уроков классного чтения.
  • Уроки ознайомлення з новим твором
  • 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
  • Билет № 17
  • 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
  • 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
  • Билет № 18
  • 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
  • Билет № 19
  • 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
  • 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
  • 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
  • Билет № 20
  • 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
  • 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
  • 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
  • Билет № 21
  • 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
  • 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
  • 2. Обобщение признаков и установление связей между признака­ми понятия после наблюдения над словосочетаниями:
  • 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языко­вом материале.
  • Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
  • Итог урока. Беседа.
  • Билет № 22
  • 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
  • 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
  • 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
  • 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
  • 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
  • 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
  • Билет № 24
  • 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
  • 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
  • 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
  • Билет № 25
  • 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
  • 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
  • 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
  • Билет № 26
  • 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
  • 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
  • 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
  • Билет № 27
  • 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
  • 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
  • V. Практическая работа.
  • VI . Завершение урока
  • Билет № 28
  • 1.Основные направления работы классного руководителя.
  • 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
  • 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
  • Билет № 29
  • 1.Основные проблемы психологии мотивации.
  • 2.Виды переводов и методика работы над ними.
  • 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
  • Билет № 30
  • 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
  • 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
  • 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
  • 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
  • 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
  • 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
  • Билет № 16
  • 1.Причины производственного травматизма.
  • 2.Типы уроков классного чтения.
  • Уроки ознайомлення з новим твором
  • 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
  • Билет № 7
  • 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
  • 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
  • Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
  • 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.

    Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом», т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.

    К. Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

    П. С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.

    В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.

    Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры.

    А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.

    Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.

    Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

    Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

    При подборе игры продумываются следующие вопросы:

    1) цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;

    2) какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;

    3) посильна ли она для учащихся;

    4) все ли учащиеся будут в ней участвовать;

    5) что даст игра каждому ребенку.

    6) Подведение итогов должно быть простым и четким.

    Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.

    Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.

    Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.

    У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.

    В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.

    Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).

    Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.

    Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче

    Проведение подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.

    Организуя обучение, учитель должен стремиться:

    1. воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

    укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

    2. содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

    Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

    Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

    Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию отсутствия инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию ведущего, места проведения, по элементам разметки пространства, по общему сюжету и т.д.

    Индивидуальные , одиночные подвижные игры создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Такие игры носят преимущественно сюжетный характер, с распределением ролей в соответствии с сюжетом и часто применяются педагогами для расширения психологических задач, включая реабилитационные. В этой связи такие игры носят название ролевых.

    Коллективные подвижные игры называются так по признаку одновременного участия в игре определенного количества играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.

    Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях. Особенностью некомандных игр с водящим является по ролевым функциям игроков противоборство с водящими и противодействие игроков одной команды водящим из другой путем взаимодействия с партнерами по команде или при их поддержке и непосредственной физической помощи.

    Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.

    В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков наличествует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды. Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд по функциям играющих подразделяются: на индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи.

    Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный, или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.

    Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:

    Выполнением ритмических движений - проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;

    Перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;

    Скоростного действия выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;

    Прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;

    Проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.

    Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.

    В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности - привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов - музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.

    Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.

    старшего дошкольного возраста. Основные понятия о подвижной игре

    Разработкой теории игры занимались многие авторы, как отечественные, так и зарубежные (Г. Спенсер,1913; Л.С. Славина, 1948; Л.С. Выготский, 1966; Д.Б. Эльконин, 1978; А.Н. Леонтьев, 1981; и др.).

    Большой вклад в изучение детских игр внесли также О. Листелло (1959), И.М. Коротков (1971), Л.В. Былеева (1974), П.Ф. Лесгафт (1987). В ряде исследований теория игры, в зарубежной литературе, сводится к расходованию избыточной энергии организма (Г. Спенсер и др. 1913), к получению функционального удовольствия от игры, к наслаждению эмоциями (принцип наслаждения предшествует принципу реальности). Некоторые авторы рассматривают игру как наследственный инстинкт (Э. Торндайк,1930; Ж. Пиаже, 1963;), которые подчеркивали, что суть игры состоит в тренировке и подготовке сил, необходимых для будущей жизни ребенка. В них обращается внимание на биологическую целесообразность игры как средства управления органами и функциями организма детей, подготовку их к будущей не игровой деятельности.

    Разработка теории игры в отечественной литературе принадлежит Л.С. Выготскому (1966), Д.Б. Эльконину (1978), А.Н. Леонтьеву (1981), представления которых соответствуют теоретическим положениям зарубежных авторов. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности и имеет огромное значение для развития всех сторон жизнедеятельности.

    По мнению многих авторов, исследовавших различные стороны игровой деятельности, начало развития игры связано с овладением действиями с предметами особого рода - игрушками. Это говорит о том, что истоки начинаются внутри предметной деятельности. Затем на смену им приходят игровые ситуации с воспроизведением трудовых и общественных отношений (А.В. Запорожец 1965, 1978), что свидетельствует о переходе от предметно - манипулятивной игровой деятельности к ролевой игре под руководством педагога (А.Н. Леонтьев 1959). Постепенно ролевая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая относится к разряду «классических» детских игр.

    Для ребенка овладение правилами означает овладение своим поведением, управление им, подчинение его определенной задаче, оценку своих движений и действий, а так же других детей. В игре ребенку легко подчиниться правилам, она создает зону ближайшего развития и является ее источником. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» (Л.С. Выготский, 1966).

    В настоящее время в играх с правилами главенствующее положение отводится творческой игре. В ее структуру входит дидактическая игра, которая имеет определенный структурный состав: 1) физические игры; 2) игры, связанные с тренировкой органов чувств; 3) умственные игры (Ф. Фребель). Данная классификация практически не меняется и находит подтверждение у других авторов (Е.Н. Тихеева, 1980; М.А. Джапаридзе,1982). Дидактические игры состоят из: 1) содержания, 2) игрового момента, 3) правил и 4) дидактической задачи (Н.В. Седж, Л.Н. Семыко, 1985).

    Подвижные (физические) игры занимают особое место в структуре дидактических игр. Они направлены в основном на общее развитие ребенка через совершенствование его двигательных способностей. Это выгодно отличает подвижные игры от всех других, так как дает возможность реализовать биологическую (естественную) потребность к движению. В них развиваются все двигательные качества, формируются умения и навыки различных локомоций.

    Являясь ведущим видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста, игра откладывает отпечаток на организацию всех форм работы. Учитывая это положение, необходимо подходить к решению задач физического воспитания с позиций внедрения, как самих подвижных игр, так и создания игровых ситуаций в различных формах проведения физкультурных занятий.

    Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная, ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны развития личности: ребенка в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. (А.В. Запорожец, Маркова).

    Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые, ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от « ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. (З.С. Уварова, Р.Г. Сорочек, Г.П. Юрко).

    Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. (Ю.Ф. Лурия).

    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

    В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. (Э.Я. Степаненкова).

    Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры - забавы, аттракционы. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева).

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и роли, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. (Е. Янкевич).

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

    Бессюжетные подвижные игры типа - ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкость, ориентировки в пространстве. (Д.В. Менджеритская).

    В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. элементы соревнования побуждают к большой активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры - эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. (Е.Н. Вавилова).

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т.д.). Правила в таких играх на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. (М.Я. Студенкин).

    В играх - забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и т.д.), остальные дети являются зрителями. Игры - забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

    К сложным играм относятся - спортивные игры, (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы, этих игр и дети играют по упрощенным правилам. (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева).

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях как бег и прыжки.

    Играми средней подвижности, называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный, (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности, движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. (П.Ф. Лесгафт).

    Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни, и посредством которого развивается через творчество его личность.

    Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств.

    В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. (Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин).

    В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным инструментом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. (Э.Й. Адашкявичене).

    Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Однако, обучение подвижным играм и применение их ребенком должно быть таким чтобы занятия доставляли детям удовольствие, поддерживали положительный, эмоциональный настрой и интерес за счет их новизны.

    Подвижные игры воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

    Игра - исторически сложившееся явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, подвижные игры, спортивные игры.

    Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

    Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми. Среди большого разнообразия игр широко распространенны у детей и подростков подвижные игры. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.) эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

    Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры. Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознательно инициативную деятельность, направленную на достижение условий цели, добровольно устанавливаемой самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстро бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.д.). Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего спортивного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

    Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булава или кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом, гимнастическая или простая палка и т.п.).

    Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча и т.д.). Они могут быть использованы в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях). Особенное педагогическое воздействие имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых участвуют группы играющих: классы, спортивные секции, отряды. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели.

    Характерным для коллективных игр, является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для своего коллектива наиболее выгодное по сравнению с «противником» положение. Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение), методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

    Форма подвижной игры - организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Также различны построения играющих для игры, (врассыпную, в круг, в шеренгу). Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы.

    Методическим особенностям подвижных игр свойственны:

    • - образность;
    • - самостоятельность действий, направленных на достижение цели, ограничиваемая правилами;
    • - творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;
    • - исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;
    • - внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;
    • - элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;
    • - столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

    Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий). Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в условных вариативных условиях.

    Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным, конькобежным и другими видами спорта.

    Таким образом, подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.